Оглавление

GusKol004.jpg

Трактор «Интернационал» с гусеничным ходом «Траксон».

Необходимость существенного снижения расходов на постройку ХТЗ вынудила отказаться от организации массового производства гусеничных ходов к трактору «Интернационал». Тем не менее, военные в течение нескольких лет настаивали на изготовлении гусеничных ходов по типу иностранных образцов и на разработке новых оригинальных конструкций.

Во второй половине июня 1931 г. испытательный отдел НИАБТП провел испытания колесного трактора СХТЗ-15/30, оснащенного гусеничным ходом «Варко-Риддель». Целью этих испытаний являлось определение:

«1. Тяготных и скоростных свойств трактора при тяге дивизионных и корпусных артиллерийских систем.

2. Прочности и надежности трактора.

3. Удобства обслуживания и управления.

4. Расхода горючего и смазки.

5. Проходимости.

6. Времени, потребного для перевода с колесного хода на гусеничный и обратно».

Программа испытаний включала выполнение трех дневных пробегов продолжительностью до 8 ч по шоссе, грунтовым дорогам и бездорожью. При движении на грунтовых дорогах и бездорожье следовало определить максимальные преодолеваемые подъемы с прицепным грузом. Предполагалась буксировка 107-мм пушки обр. 1910 г. с передком, общим весом 2800 кг и 122-мм гаубиц 1909 г. и 1910 г. с передком, общим весом 2600 кг.

Основные данные гусеничного хода «Варко-Риддель»

Диаметр ведущего зубчатого колеса, мм

792

Ширина рельс по внешней стороне, мм

131

Ширина рельс по внутренней стороне, мм

103

Число траков одной гусеницы, шт.

27

Шаг гусеницы, мм

83

Ширина гусеницы, мм

407

Ширина колеи гусеничного хода, мм

1420

Ширина гусеничного хода, мм

1837

Длина опорной поверхности гусеницы при погружении на 30 мм, мм

1770

Вес гусеничного хода, кг

2520

Основные данные трактора СТЗ с гусеничным ходом «Варко-Риддель»

Общий вес трактора в походном положении с водителем, кг

5250

Нагрузка на переднюю ось, кг

4020

Нагрузка на заднюю ось, кг

1230

Удельное давление гусеничного хода при погружении на 50 мм, кг/см2

0,27

Общая длина трактора с гусеницей, мм

3900

Общая ширина трактора с гусеницей, мм

3373

Высота трактора с гусеницей до рулевой колонки, мм

1750

Емкость керосинового бака, л

70

Клиренс трактора с гусеницей, мм

270

Клиренс трактора на колесах, мм

300

Американская фирма «В.А. Риддель-Компани» (W.A. Riddel Company) из Бюсайруса (Bucyrus, Ohio) была известна своими механическими лопатами, агрегатируемыми с гусеничными тракторами, сменными гусеничными ходами и всякого рода дорожно-строительными машинами. Фирма предлагала гусеничные хода к тракторам «McCormick Deering», модернизированному «Fordson», «Case» модели С1 и «Allis-Chalmers» марки U. Эти хода устанавливались на задней оси трактора и благодаря своей качающейся конструкции могли приспосабливаться к рельефу местности.

Гусеничный ход фирмы «В.А. Риддель-преемники» (the Hadfield-Penfield steel Company — модель «Т-Н») представлял из себя две рамы с гусеницами, в каждой из которых имелось по одному ведущему зубчатому колесу, расположенному таким образом, что зацепление осуществлялось с верхней ветвью гусеницы. Внутри зубчатых колес помещались тормозные колодки, позволявшие раздельно подтормаживать гусеницы и осуществлять повороты с малым радиусом. Управление тормозами ведущих колес гусеничного хода и рулевое управление не было синхронизировано, что делало управление несколько утомительным, однако в начале 1930-х гг. не рассматривалось как существенный недостаток. Так, раздельное управление поворотом передних колес и тормозами гусеничного хода было применено и на первых отечественных полугусеничных артиллерийских тягачах ЯСП, ЗИС-Сомуа и др.

Трактор постройки СТЗ был условно метризованной копией «Интернационала», поэтому ряд их узлов и агрегатов не были взаимозаменяемыми. Выяснилось, что посадочные места на американском гусеничном ходу не соответствовали посадочным местам на советском тракторе, что вынудило провести слесарную обработку и подгонку деталей. Четверо рабочих с домкратами затратили на снятие колесного хода 1,5 ч и на монтаж гусениц 5 ч, на снятие гусениц — 11 ч, а на установку колес — еще около 1,5 ч.

За все время испытаний трактор и гусеничный ход не имели никаких поломок или неисправностей. Трактор «свободно буксировал пушку на третьей передаче, давая вторую передачу только на подъемах». Из немногочисленных недостатков испытатели отметили неудобную прицепку орудия и отсутствие на тракторе места под инструментальный ящик, который пришлось перенести на лафет.

Серийное производство гусеничных ходов «Варко-Риддель» не было освоено по причинам, не связанным с их техническим совершенством.

После принятия решения о внедрении в производство во второй пятилетке на ХТЗ и СТЗ гусеничного трактора проводившиеся Институтом механизации сельского хозяйства (ВИМ) работы по проектированию оригинальных конструкций гусеничных ходов потеряли актуальность.

GusKol005.jpg

Трактор СХТЗ-15/30, оснащенный гусеничным ходом «Варко-Риддель», на испытаниях по буксировке артиллерийских систем. Июнь 1931 г.

Оглавление