Оглавление

ChmTst30012.jpg ChmTst30013.jpg
Образование облака иприта с помощью прибора инженера Гапонова. Испытания БХМ-7 по заражению местности.
 ChmTst30014.jpg

Испытания БХМ-7 на газопуск (образование облака тумана).

По плану, согласно редакции СХВ, утвержденной НКО в апреле 1935 г., доработанный опытный образец следовало предъявить на испытания в III квартале 1935 г., а серийное производство начать с I квартала 1936 г. Однако в срок цистерна на испытания так и не поступила, в связи с чем в справке ЦВХП «Мотомеханизированные средства применения» за 1936 г отмечалось:

«Даны характеристики и нормы боевого использования для ХБТ-1 и ХТ-37. Новая БХМ, именно ХБТ-2, не была прислана (была на показе в неисправном состоянии), так же как не были получены и бронированная БХМ на ЗИС-6, азрохимсани и железнодорожная цистерна и др. образцы. Таким образом, испытаний новых образцов боевых химических машин в 1936 г. почти не было».

Помимо прибора Гапонова, в 1936 г. был подвергнут испытанию прибор Розенталя, сконструированный с расчетом на подогрев, испарение и распыление ОВ с помощью горячего масла. Испытания прошли неудачно: из прибора Розенталя получали не туман, а пары иприта, которые в силу небольшой летучести иприта, конденсировались недалеко от прибора, на расстоянии 70-90 м, и «давали легкие поражения собак».

Результаты испытаний приборов Гапонова и Розенталя позволили скорректировать направление опытно-экспериментальных работ и выработать удачную конструкцию.

На испытания предприятием-изготовителем доработанная цистерна была подана только в IV квартале 1936 г. Согласно положениям СХВ на 1937—1938 гг., после устранения недостатков серийная партия боевых цистерн подлежала изготовлению по линии 3-го отдела Генштаба - НКПС.

Что касается предложений Гапонова и Розенталя, то они показали свою очевидную перспективность и сейчас пароэмульсионный метод считается одними из самых надежных и эффективных. Правда, не для заражения, а для обеззараживания.

Брянский тяжеловоз

Внедрение боевых химических машин было невозможно без разработки средств доставки специальных веществ. Поэтому в СХВ предусмотрели создание железнодорожных цистерн на 50 и 60 м3 «для перевозки БХВ от завода (склада) до станции снабжения и разливка в БХМ и тару». Цистерна должна была снабжаться коллектором с четырьмя кранами, позволяющими одновременный слив БХВ из цистерны в четыре оболочки.

В 1934 г. На ЦВХП состоялись испытания опытной цистерны емкостью 50 м3 разработки Брянского завода. Существенных замечаний по конструкции цистерны не было, в основном военные обратили внимание на технику безопасности:

«Основой безопасности подобной работы является максимальная внимательность и наблюдение руководителя работы за всеми работающими и точное понимание рабочими правила: поражение всегда возможно, если брызги, попавшие на защитную одежду, остались незамеченными. Поэтому, спокойная, внимательная работа и наблюдение за самим собой и рядом работающим соседом в такой работе совершенно обязательное условие безопасности работы.

Кроме того, в организации работы должен быть твердо осуществлен принцип: один и тот же рабочий в данной смене должен выполнять только простейшие, ему отчетливо понятные действия.

Быстрая санитарная обработка случайно облитых ОВ людей ведет к сильному снижению степени поражений, а в некоторых случаях может их исключить совершенно».

В ходе испытаний были составлены инструкции по наполнению и опорожнению цистерны, в том числе и в зимних условиях. По итогам испытаний цистерна Брянского завода была принята на вооружение.

ChmTst30015.jpg

Железнодорожная 50-т цистерна конструкции Брянского завода.

Оглавление