Оглавление

С чего все начиналось

Весной 1967 г. будущий главный конструктор, а тогда — начальник отдела вооружений Н.С. Попов выступил с инициативой разработки новой сверхмощной САУ. По его проекту, взяв за основу ходовую часть танка «Объект 434» (Т-64А), были выполнены чертежи САУ с гаубицей восьмидюймового калибра конструкции ЦКБ «Титан» (г. Волгоград). При этом орудие размещалось в закрытой рубке. В КБ сознательно сделали ставку на использование ходовой части харьковчан, так как она (не в пример ходовой части тяжелых танков) была легче чуть ли не вдвое, а при дефиците веса с таким орудием это являлось определяющим фактором.

Первыми выразили неудовольствие представители заказчика, когда, осмотрев деревянный макет САУ в натуральную величину, забрались внутрь: сразу негативным образом сказался крайне ограниченный объем рубки, казались очевидными серьезные проблемы с откатом орудия. Все заманчивые перспективы рухнули. Добавил дегтя, да еще не ложку, а целое ведро посетивший КБ маршал А.А. Гречко.

Макет тогда стоял в отдельном отсеке механического цеха КБ. Осмотрев макет, маршал выдавил : «Что это за гумно?» В те годы этого было достаточно, чтобы о проекте больше не вспоминали. Однако работы по сверхмощной САУ не остановились, что нашло отражение в приказе Министерства оборонной промышленности (МОП) от 16.12.1967 г. №801. Разработка самоходной установки, получившей обозначение 2С7 и наименование «Пион», была закреплена Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №427/161 от 08.07.1970 г.

Разработчиком гусеничного шасси и пушки САУ 2С7 стало конструкторское бюро №3 — КБ-3 (ныне — ОАО «Спецмаш») Кировского завода (главный конструктор — Н.С. Попов), а изготовителем — производство №3 Кировского завода (ныне — ЗАО «Завод Универсалмаш»), Артсистема 2А44 (корабельного типа) была разработана в ЦКБ «Титан» (главный конструктор качающейся части — Г.И. Сергеев), изготовитель — завод «Баррикады» (г. Волгоград).

2S7_Pion003.jpg 2S7_Pion004.jpg
Н.В. Курин.

A.M. Карабанов.

Все работы осуществлялись под руководством заместителя главного конструктора Николая Васильевича Курина1. Первым главным конструктором «Пиона» («Объект 216») стал Георгий Николаевич Рыбин.

«Артиллерийская часть» конструкторского коллектива в КБ-3 всегда выделялась традиционно сильным составом, среди которого заслуженно пользовался авторитетом Л.И. Горлицкий. Он проработал в КБ-3 всю трудовую жизнь, начиная с 1 932 г. — после окончания Ленинградского Военно-механического института и до ухода на пенсию в 1976 г.

Под его руководством были разработаны самоходные установки СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Полки СУ-122 в боях под Ленинградом, на Курской дуге сопровождала специальная комиссия, в которую входил Л.И. Горлицкий, наблюдавшая за использованием своих машин и фиксирующая замечания и недостатки. Изучив весь многообразный опыт использования САУ в боевых условиях, конструкторы внесли массу усовершенствований, превратив самоходки в грозное оружие. За создание СУ-122 Л.И. Горлицкому и Н.В. Курину была присуждена Сталинская премия.

За свою полувековую инженерно-конструкторскую деятельность Л.И. Горлицким (в КБ-3 ЛКЗ и КБ «Арсенал» им. М.В. Фрунзе) было создано более 20 образцов артиллерийских орудий и САУ, одиннадцать из них приняли на вооружение. Он дважды Лауреат Сталинской премии (1943 г., 1946 г.), имел воинское звание инженер-полковник.

Но вернемся к «Пиону». Проект выполнялся в два этапа. Использовав базу тяжелого танка Т-10, Л.И. Горлицкий предложил схему, в которой орудие калибра 203,2 мм устанавливалось в носовой части («Объект 216 сп1»). После острых дискуссий на технических советах этот проект отклонили из-за очевидных весовых и габаритных проблем (переднее расположение орудия было малоприемлемо при движении по бездорожью). Окончательный вариант(«Объект 216 сп2») приняли с открытым расположением орудия в задней части машины. В 1973 г. было согласовано и утверждено ТТЗ, согласно которому в 1973-1974 гг. изготовили и испытали два опытных образца. По результатам испытаний Госкомиссиия рекомендовала «Объект 216 сп2» к принятию на вооружение. Заметим, что подобную схему компоновки артиллерийской системы с задним открытым (без бронирования) расположением орудия на гусеничном шасси предложил конструктор Обуховского завода (г. Ленинград) А.А. Колокольцев.

Самое активное участие в разработке САУ приняли специалисты послевоенного поколения. Интенсивно трудились и молодые инженеры А.И. Сафонов, Е.К. Семенов, Л.Н. Бурцев, А.К. Колубалин, конструкторы-вооруженцы Г.П. Корпусенко, В.Н. Спиридонов и целый ряд специалистов, которых следует вспомнить добрым словом. Разумеется, нельзя создать машину подобного класса без самоотверженной работы расчетчиков, производственников и испытателей. Среди них — отличный теоретик Виктор Алексеевич Парамонов, начальник сборочно-сдаточного цеха Александр Лазаревич Штаркман и начальник механического цеха Владимир Давидович Малаховский. Специалисты с большой буквы — испытатели боевых машин Борис Сергеевич Смирновский, Борис Родионович Ларионов и Всеволод Никитович Мокин. Особо хотелось выделить главного конструктора проекта Альберта Иосифовича Карабанова и конструктора-корпусника Бориса Петровича Богданова, удостоенных Государственной премии за успехи в качественной и быстрой отработке САУ 2С7.

2S7_Pion005.jpg 2S7_Pion006.jpg 2S7_Pion007.jpg 2S7_Pion008.jpg 2S7_Pion009.jpg 2S7_Pion010.jpg 2S7_Pion011.jpg
К.Н. Ильин. В.А. Парамонов. А.Л. Штаркман. В.Д. Малаховский. Б.С. Смирновский. Б.Р. Ларионов. В.Н. Мокин.

1 Николай Васильевич Курин — один из талантливейших конструкторов, более 40 лет трудившийся в родном КБ и внесший неоценимый вклад в разработку танков, САУ, шасси ракетных комплексов и тракторов. Свою трудовую карьеру он начинал как выпускник Ленинградского института железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ).

Оглавление