Оглавление

ZSU372En002.jpg ZSU372En004.jpg
Зенитные самоходные установки ЗСУ-57-2 (фото из архива редакции). Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 («23-мм счетверенная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4». Техническое описание. Кн. 1. Альбом рисунков. 1964).

В соответствии с указанным постановлением Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) и ГБТУ выдали исполнителям по ЗСУ «Енисей» тактико-технические требования (ТТТ):
- №007363 (а позднее - уточнение к ним №007886) - «Уралмашзаводу» Свердловского совнархоза, как головному исполнителю, на проектирование и изготовление опытного образца;
- №007390 (уточнение №007885) - Государственному союзному (ГС) ОКБ-43 на проектирование и изготовление 37-мм спаренной автоматической зенитной пушки (АЗП) «Ангара»;
- №007389 (уточнение №007835) - НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике (ГКРЭ) на малогабаритный радиолокационно-приборный комплекс (РЛПК) управления стрельбой «Байкал».

Проектирование

Постановлением №426-211 ОКБ-3 поручалось разработать шасси «Енисея» на базе самоходной установки СУ-100П (изделие 105). Эта машина прошла к тому времени мучительный (почти десятилетний) путь испытаний, переделок, доработок и была принята на вооружение 26 февраля 1955 г. Однако даже расчетный боевой вес будущей ЗСУ существенно превосходил боевой вес СУ-100П, что требовало усиления ходовой части, подвески и пр.

Проблема для конструкторов была не нова: работы по повышению грузоподъемности базового шасси и увеличению гарантийного пробега до 10000 км начались в ОКБ-3 в инициативном порядке еще в 1954 г. А 4 февраля 1955 г. СМ СССР узаконил эту тему, выдав задание на разработку модифицированной СУ- 100ПМ (изделие 105М) с усиленной конструкцией.

Опытный образец изготовили в 1957 г. В течение трех лет он проходил испытания с постоянным совершенствованием узлов. Установкой балласта общий вес машины на испытаниях доводился до 30 т. Усиленные опорные катки и их балансиры, поддерживающие ролики и другие отработанные на СУ-100ПМ конструкторские и технологические решения были использованы в шасси новой ЗСУ.

Уже в 1957 г. ОКБ-3 «Уралмашзавода» под руководством Г.С. Ефимова выполнило эскизный проект. Ведущим конструктором изделия был назначен Ю.В. Томашов, тогда занимавший должность заместителя главного конструктора, ведущим конструктором по вооружению стал П.М. Каваев, по электрооборудованию - Ю.П. Медведев, ведущими инженерами-испытателями - А.А. Грабилин и Б.А. Неронов.

21 апреля 1958 г. ОКБ-3 представило на рассмотрение Научно-технического совета Госкомитета СМ СССР по оборонной технике эскизно-технический проект ЗСУ, который был утвержден для разработки рабочих чертежей и изготовления опытных образцов с учетом необходимости снижения веса машины до 25,5 т.

ZSU372En003.jpg ZSU372En005.jpg
Один из вариантов СУ-100П в ходе испытаний (фото из архива автора). Общий вид СУ-100ПМ (фото из архива автора).

Оглавление