Оглавление

А ЕСТЬ ЛИ У НАС ТАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР?

С.Н. Забавин, полковник запаса. С.А. Диков, полковник запаса, кандидат военных наук, старший научный сотрудник

Если судить по публикациям в доступных нам источниках информации, тактическая подготовка офицеров Сухопутных войск нашей Армии находится далеко не на должном уровне. Известно, что высокая тактическая подготовка офицера подразумевает твердые знания и уверенные практические действия в области тактики. Несмотря на то, что термин «тактика» вошел в военный лексикон с античных времен, есть смысл еще раз остановиться на его содержании и попробовать разобраться, чем можно измерить уровень тактической подготовки офицера.

Как известно, в переводе с греческого «тактика» (taktika) применительно к военной сфере означает искусство построения войск (tasso — строю, выстраиваю).

Очевидно, приведенное определение требует своего рода «модернизации». Сегодня тактика это не искусство построения войск (таких «построений» в динамике боя может быть великое множество), а искусство максимально полной реализации боевых возможностей войсковых формирований в конкретных боевых условиях. А это, очевидно, может быть достигнуто только через полную реализацию боевых возможностей их вооружения.

Определяя тактику как составную часть военного искусства, включающую теорию и практику подготовки и ведения боя, выделим в ней две главные составляющие — подготовку и ведение боя. Подчеркнем, в статье речь пойдет не о подготовке войск в целом, а только о работе командиров и штабов на каждом из этих этапов.

Как нам представляется, в Сухопутных войсках работа по подготовке и планированию боя в силу огромного накопленного опыта и знаний, а также компьютеризации управленческих операций поставлена на высоком уровне.

Между тем, вторая составляющая тактики (ведение боя) отрабатывается не в полной мере. Знания и навыки по управлению подразделениями в динамике боя, как в наиболее сложном этапе деятельности офицеров, формируются с использованием недостаточно эффективных, уже не современных методов. На этапах розыгрыша боевых действий различных учений акцент смещен на выявление способности обучаемых следовать заданному алгоритму действий, который бы жестко и неукоснительно соответствовал положениям нормативных документов.

Причины такого подхода очевидны. Чтобы судить о действиях обучаемых в динамике боя, целесообразности принимаемых ими решений, необходимо возможно точное прогнозирование развития обстановки. Однако даже при самой высокой квалификации руководства учениями дать достаточно точный прогноз динамики боя «человеческими» методами практически невозможно — слишком много факторов необходимо учитывать, прослеживать их взаимосвязь во времени и в пространстве.

Выход видится в принципиальном изменении среды обучения за счет создания специализированного офицерского тактического тренажера, обеспечивающего, среди других функций, максимально адекватную реальному бою компьютерную имитацию действий как нашей стороны, так и противника.

Каким же нам представляется такой тренажер?

Прежде всего, это занятия в виртуальной среде, в которой создается местность, имитируется состав, состояние противника и своих войск, погодные условия, время суток, время года.

При разработке тренажера следует взглянуть на сущность боя с «нетрадиционной» стороны. Реальность такова, что с каких бы «верхов» ни приходили директивы и приказы, в итоге боевая задача будет доведена до экипажа каждой боевой единицы. Поэтому бой следует рассматривать как организованную, объединенную в пространстве и времени совокупность действий боевых единиц, входящих в составы сторон. Следовательно, условия функционирования каждой боевой единицы необходимо учитывать ежесекундно, в каждый момент времени, с максимально возможной точностью.

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ БОЕВЫХ СРЕДСТВ

TaktTren001.jpg

ВЛИЯНИЕ МЕТЕОУСЛОВИЙ НА ТРАЕКТОРИЮ ПОЛЕТА СНАРЯДА

TaktTren002.jpg

ВЛИЯНИЕ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ

TaktTren003.jpg

Факторы, влияющие на функционирование и взаимодействие боевых средств в реальном бою.

Оглавление