Оглавление

TGRvsIVC028.jpg TGRvsIVC031.jpg
Вот так на болтах к трубам каркаса кузова LMV M65 крепятся бронепанели. Для обеспечения жесткости при подрыве бронированный кузов «Тигра» изнутри усилен мощным каркасом.
TGRvsIVC029.jpg TGRvsIVC032.jpg
Одна из керамических бронепанелей итальянской машины, закрепленная болтами на трубу каркаса. Антиосколочное покрытие внутри салона «Тигра» выполнено из многих слоев специальной ткани из арамидной нити.
TGRvsIVC030.jpg TGRvsIVC033.jpg
Бронезащита Iveco LMV M65 имеет много ослабленных зон, в том числе ниши дверных замков, стыки корпуса и дверей. «Тигр» после испытаний на обстрел, проведенных иностранными специалистами. Тогда итальянцы отказались предоставить свою машину для подобных испытаний.

Недавно в газете «Независимое военное обозрение» в статье «Броня крепка, но Запад нам дороже» Сергей Суворов рассказал об особенностях керамической брони, установленной на Iveco LMV M65. Оказывается, полиэтиленовая подложка бронепанелей при минусовых температурах превращает их из защиты просто в покрытие, которое раскалывается при попадании пули, а керамические элементы просто разлетаются без нее. Кто складывал полиэтиленовую пленку от парника или теплицы поздней осенью, знает, как трудно это сделать - она стоит колом, легко ломается, будто стеклянная. Представьте, что случится при морозах, подобных тем, что были минувшей зимой. Впрочем, для итальянской зимы такая керамическая броня вполне сгодится. Кстати, в России керамические бронепанели делают на подложке из алюминия. Получается примерно на 10-15% тяжелее, чем на полиэтилене, но надежнее, и на морозе они работают.

Если нынешнее военное руководство так печется о жизни наших солдат, не проще было бы заказать для «Тигров» панели на основе отечественной арамидной нити? Такая панель даже легче керамической (1 м2 весит чуть более 4 кг, против 20 кг только одной полиэтиленовой подложки без керамики), обеспечивает хорошую баллистическую защиту, пожаробезопасность и шумоизоляцию. Один недостаток - дороже. Для такого пакета нужно не менее 4 кг арамидной нити, а ее цена сегодня около 14 тыс. руб. за кг. Импортные кевлар и тварон, конечно, дешевле, но толще и тяжелее.

И чтобы читателю стало совсем ясно, еще несколько слов о стандартах. Сравнивая уровень защиты Iveco LMV M65 и «Тигра», часто пользуются неким соответствием классов защиты по STANAG и ГОСТу. Однако необходимо учитывать важные нюансы. Дело в том, что при определении соответствия стойкости защиты на Западе считается, что она соответствует заявленному стандарту, если не пробита 50-ю процентами (!) попавших пуль (снарядов, ракет и т.д.) плюс одна. То есть, если по машине сделали 20 выстрелов соответствующим типом боеприпаса из соответствующего оружия и 9 пуль ее пробьют, а 11 нет, то уровень защиты будет считаться нормальным, соответствующим! Другими словами, если по Iveco LMV M65 стрелять из СВД патронами с пулей Б-32 со 100 или более метров и из расстрелянного магазина четыре пули пробьют ее защиту и убьют четырех членов экипажа из пяти, то все равно, по итальянским меркам, защита машины соответствует норме. По российским ГОСТам такое недопустимо! У нас, кстати, пробитием считается образование с внутренней стороны выпуклости с микротрещиной, через которую просачивается (не протекает, а просачивается!) керосин. И если такое случается хоть после одного попадания из 100, защита не будет соответствовать норме. Словом, еще не известно, что лучше: итальянский 6а класс или российский 5-й.

Специальное транспортное средство (СТС) «Тигр» изначально проектировалось с обеспечением 100%-ной защиты, поэтому конструкция бронекапсулы машины (как раз в «Тигре» и есть бронекапсула) создавалась с учетом этих требований. На «Тигре», например, специальные технические решения в сложных для защиты местах (петли, ручки, замки дверей и т.п.) вынудили пойти на увеличение массы автомобиля более чем на 200 кг. Инженеры Iveco на этом сэкономили, а заодно и поставили под угрозу безопасность экипажа. В связи с этим считать заявленный разработчиками автомобиля Iveco LMV M65 уровень баллистической защиты, соответствующий 6а классу защиты по ГОСТ Р 50963-96 (или 3-му уровню по STANAG 4569) только по тому, что в отдельных местах имеются керамические бронепанели, неправильно, поскольку в бронеконструкции итальянского автомобиля остается много ослабленных зон. В первую очередь - бронестекла, которые наверняка пробиваются не только 7,62-мм пулей Б-32 винтовки СВД, но и пулями более слабого оружия (например, пулями М80 патрона 7,62x51 НАТО, пулями с ТУС патрона 7,62x39 для автомата АКМ и т.д.).

Оглавление