Оглавление

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ Т-90С

Алексей Хлопотов

Использованы фото ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «УКБТМ», А. Хлопотова и В. Вовнова. Графика — ООО «КомпьютерЛэнд».

T-90Smod001.jpg

НОВОЕ КАЧЕСТВО ТАГИЛЬСКОГО ТАНКА

Характер вооруженных конфликтов начала первого десятилетия XXI века отчетливо определил мировые тенденции эволюционного развития тяжелой бронетанковой техники. К традиционной триаде «защита — подвижность — огневая мощь» добавился новый элемент - «интеллект».

Предпосылки к модернизации

Американские специалисты считают, что армия XXI века должна быть армией информационной борьбы. В связи с потребностью совершенствования методов и средств взаимодействия частей и подразделений различных родов войск в США выдвинута концепция «цифровой информатизации поля боя», согласно которой необходимо иметь компьютерную базу данных и сеть радиостанций, обеспечивать непрерывный обмен информацией между танками, вертолетами, пехотой, артиллерией и разведывательными подразделениями. Аналогичные концепции уже более десятилетия отрабатывает и Китай на базе так называемых «цифровых дивизий».

С появлением за рубежом танков нового поколения и их модификаций (Abrams M1A2, Leopard 2A6, Challenger II, Leclerc) наметилось отставание военно-технического уровня отечественных танков. После окончания холодной войны возобладало мнение, что России уже ничто не угрожает, и по этой причине нужна глубокая демилитаризация. В первую очередь, демилитаризация экономики. Были выбраны такие формы и методы конверсии военного производства, которые привели к деградации военно-промышленного комплекса, к резкому техническому ослаблению Вооруженных Сил, кризисному состоянию всей военной организации. Применительно к бронетанковой отрасли это выразилось в отсутствии четко сформулированной концепции использования танков и боевых бронированных машин, в распаде единого потока развития бронетанковой техники и вооружения на отдельные направления (танки, БМП, БТР, БМД и т.д.), тактику действий по которым замкнули на себя заказывающие управления родов войск, в падении роли научно-исследовательских организаций Министерства обороны и бронетанковой отрасли в деле обоснования направлений развития системы бронетанковых вооружений, формирования тактико-технических требований, тактико-технических заданий и технического облика перспективных образцов.

В этих условиях решающую роль при определении перспективности создания того или иного образца техники и вооружения, а также возможности и целесообразности включения его в разделы программы вооружения и государственный оборонный заказ приобрели заказывающие управления Министерства обороны. При этом в течение короткого времени в них сформировались группы и направления, проводящие протекционистскую политику и лоббирование интересов отдельных предприятий и конструкторских бюро. Конструктор перестал быть законодателем технических решений и впал в жесткую зависимость от военного чиновника1.

В техническом плане отставание российских бронетанковых вооружений характеризовалось меньшим могуществом действия стоящих на вооружении БПС по сравнению с боеприпасами DM-43, DM-53 (Германия) и М-829А2/АЗ (США), отсутствием в составе систем управления огнем (СУО) тепловизионных прицелов, исключающим возможность всесуточного применения комплексов вооружения, недостаточным уровнем характеристик точности стрельбы с места и с ходу, в том числе при стрельбе в ночных условиях, недостаточной живучестью танков на поле боя, отсутствием современных дизельных двигателей, топливной аппаратуры, турбокомпрессоров с высокими параметрами наддува и достаточным рабочим диапазоном, и главное — отсутствием командной управляемости в тактическом звене.

Для исправления создавшейся ситуации в конце 1990-х — начале 2000-х гг. был проведен ряд опытно-конструкторских работ (ОКР), направленных на модернизацию и совершенствование серийной бронетанковой техники. Наиболее масштабными из них стали ОКР «Мотобол» и «Рогатка-1», заданные еще в 1990-х гг.2 К сожалению, научно-технический задел, накопленный в ходе выполнения этих ОКР, начал реализовываться лишь спустя десятилетие. Такая задержка была вызвана отсутствием полноценного финансирования и государственного заказа. Фактически внедрение мероприятий по повышению военно-технического уровня российских танков произошло за счет средств иностранных заказчиков.


1 Лесин В.А. Проблемные вопросы реализации заданий государственного оборонного заказа в области танкостроения по опыту работы Рособоронзаказа // Танкостроение: состояние и перспективы. Сб. докладов 2-й научно-практической конференции, посвященной 70-летию ФГУП «ПО УВЗ» и 65-летию ФГУП «УКБТМ» (7-8 сентября 2006 г.).- Нижний Тагил, УГТУ-УПИ, 2007.
 2 Годовые отчеты ОАО «ВНИИ Трансмаш» на официальном сайте предприятия http://www.vniitransmash.ru.

Оглавление