Оглавление

ПОЛУМЕРЫ

Александр Кириндас, Михаил Павлов

При подготовке статьи использованы иллюстративны и документальные материалы РГВА и частных коллекций.

T-27tug001.jpg

К началу 1930-х гг. четко обозначилась потребность РККА в быстроходном бронированном тягаче. Одним из возможных решений виделось создание в качестве паллиативной меры тягача на основе легкой бронированной машины — танка или танкетки. В числе возможных претендентов рассматривалась танкетка Т-27, принятая на вооружение в феврале 1931 г.

Проектирование новой машины велось в рамках научной темы, незамысловато названной «Тягач». К осени 1933 г. опытный образец был готов для государственных испытаний. В конструкцию танкетки Т-27 были внесены следующие изменения:

«1. Верхние колпаки (входные люки) сняты, вместо них верхняя часть корпуса поднята с таким расчетом, чтобы при занятии своего места водителем, голова его закрыта вертикальными стенками корпуса тягача. Верхняя часть корпуса оставлена совершенно открытой, для наблюдения вперед в переднем вертикальном листе брони прорезаны смотровые щели.

2.  На месте бензинового бака установлен дополнительный бачок для системы охлаждения.

3. Ящики для боеприпасов (расположенные по сторонам) использованы для расположения в них баков для бензина общей емкостью в 100 л.

4. К задней стенке корпуса приклепаны две серьги для шарнирного соединения (при помощи пальцев) прицепного прибора».

Общая масса тягача на базе Т-27 с заправкой бензина и без водителя составляла 2000 кг. Ширина равнялась 1800 мм, а высота — 1420 мм. С каждой стороны машины было установлено по бензобаку на 100 л. Емкость системы охлаждения была доведена до 34 л за счет установки дополнительного бачка над двигателем.

Государственные испытания тягача прошли на НИАБТ полигоне УММ РККА в несколько этапов — с осени 1933 г. по осень 1934 г. Целью испытаний являлась оценка танкетки Т-27 с точки зрения ее использования без существенных переделок в качестве тягача, а также подбор прицепных нагрузок, наиболее

соответствующих тяговым усилиям тягачей (нормальные и максимальные нагрузки). Предстояло определить износ наименее надежных деталей (катков, рессор, главного фрикциона и сцепного прибора), тяговые характеристики при разных скоростях на наиболее характерных грунтах, оценить удобство управления и маневренность, зафиксировать максимальную и среднюю скорости движения, предельные преодолеваемые подъемы и расход горючего.

Первоначальная программа испытаний предполагала пробеги протяженностью 150 км по различным типам грунтов с прицепами массой 1,2 т и 3 т. Испытания несколько раз прерывались авариями и следовавшими за ними ремонтами, которые наглядно демонстрировали общую низкую прочность и малую надежность танкетки Т-27. Но уж очень велико было желание военных получить легкий бронированный тягач!

Испытания тягача Т-27 начались пробегом по бездорожью со множеством ухабов и выбоин. В качестве прицепа использовалась гусеничная прицепка «Карден-Ллойд» с грузом 1 т. Через 5 км пробега произошла авария: двигатель машины работал, но вращение на ведущие колеса не передавалось. После разборки дифференциала выяснилось, что он пришел в полную негодность: зубья шестерен полуосей были сорваны, шестерни сателлитов разрушены на мелкие части, коробка сателлитов с внутренней стороны по окружности получила ряд глубоких задиров и забоин, на поверхности осей сателлитов крестовины дифференциальной коробки образовались задиры, а на коронной шестерне срезались четыре шпильки. Причиной поломки сочли то, что нагрузка в 1 т на гусеничном ходу при движении в осеннее время по грязи (особенно по ухабам) явилась выше предельной для тягача Т-27, что и вызвало поломку дифференциала. После замены дифференциала в январе 1934 г. машина вновь прошла испытания пробегом на шоссе и проселке — также с груженой прицепкой «Карден-Ллойд» общей массой 1,2 т.

T-27tug002.jpgT-27tug003.jpg T-27tug004.jpg

Общий вид тягача на базе танкетки Т-27. Осень 1933 г.

Оглавление