Оглавление

ГЛУБОКИЙ РЕЙД

По материалам РГВА подготовили к печати Михаил Павлов и Александр Кириндас.

T-27PH001.jpg

Рост технической оснащенности, моторизация и механизация частей РККА внесли элементы нового во все области военного дела и, в частности, в организацию войск и способы ведения боевых действий. Большая глубина наступательных действий требовала обеспечения маневра и продвижения механизированных частей, преодоления водных преград сходу. Трудности последней задачи всякий раз усугублялись недостаточным количеством различного рода инженерных табельных средств, к тому же весьма несовершенных.

В то же время, быстрое форсирование водных рубежей имело важное значение для механизированных частей. В случае упреждения отступающего противника они могли выйти к водному рубежу в тот момент, когда противник еще не обеспечил подготовку данного рубежа к обороне, и легко осуществить захват противоположного берега. Эту задачу могли осуществить как плавающие танки, так и танки, оснащенные оборудованием для подводного хождения (вождения) или повышения глубины преодолеваемого брода.

В СССР работы в направлении создания средств самостоятельного преодоления танками водных преград по дну с помощью оборудования подводного хождения развернулись по распоряжению наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова в 1933 г. Одной из первых боевых машин, оснащенной таким оборудованием, стала танкетка Т-27.

Опытные работы по приспособлению Т-27 для подводного хождения были организованы в Белорусском военном округе в том же 1933 г. Накопленный опыт позволил сотрудникам НИАБТ полигона УММ РККА для проведения испытаний предоставить к 1934 г. уже вполне доработанную конструкцию. Танкетка, оборудованная для подводного хождения, получила наименование Т-27ПХ (ПХ — подводного хождения).

Дооборудование Т-27 для преодоления водных преград заключалось в герметизации корпуса и люков, организации подачи свежего воздуха для обеспечения жизнедеятельности экипажа, работы двигателя и отвода отработанных газов через специальные трубы, а также для предотвращения попадания отработанных газов, паров топлива и масла в обитаемые отделения машины. Кроме того, дополнительно на танкетке устанавливались винтовые стяжки с воротками для затягивания откидных колпаков люков механика-водителя и пулеметчика (командира машины), замок радиаторных дверец и шланги с клапанами для дыхания членов экипажа.

В качестве мер безопасности при преодолении водной преграды на откидных колпаках люков механика-водителя и пулеметчика монтировались предохранительные крюки с рукоятками и поплавки с буксирными цепями.

Подача свежего воздуха в корпус танкетки происходила через расположенную на откидном колпаке люка пулеметчика воздухопитающую (всасывающую) трубу, состоявшую из двух частей — наружной и внутренней труб.

В верхней части наружная труба имела резиновое уплотнение (сальник), а с внутренней стороны — двухзаходную квадратную резьбу. Нижняя часть внутренней трубы также имела квадратную резьбу, которая служила для ее крепления в наружной трубе. Аналогичная резьба была выполнена в нижней части основной трубы (по наружной поверхности) и во фланце (по внутренней поверхности), смонтированном в отверстии корпуса колпака люка пулеметчика. Указанная конструкция обеспечивала быстрое и надежное крепление всасывающей трубы в корпусе колпака, а также внутренней трубы относительно наружной.

В нижней части воздухопитающей трубы имелся распределитель воздуха с двумя боковыми отростками и центральным отверстием. К боковым отросткам крепились шланги с клапанами и мундштучными трубками для подачи воздуха механику-водителю и пулеметчику. Воздух, поступавший через центральное отверстие, использовался для обеспечения работы двигателя. На время остановки двигателя под водой центральное отверстие распределителя перекрывалось резиновой пробкой для исключения попадания теплого воздуха и испарений бензина и масла в воздухопитающую трубу, которые могли затруднить доступ свежего воздуха экипажу.

T-27PH002.jpg T-27PH003.jpg

Танкетка Т-27ПХ на глубине 0,5 и 0,8 м. НИАБТ полигон, лето 1934 г. (Первоначально было на глубине 0,5 и 1,8 м, опечатка исправлена в следующих номерах, прим. ВВС)

Оглавление