Оглавление

SuT54551365.jpg
Танк «Объект 166М».

Опытный комплект ОПВТ с трехлючным чехлом позволял танку двигаться к водной преграде на четвертой передаче при температурах окружающего воздуха +25-29°С, а на третьей передаче — при +32-39°С161.

28 апреля 1965 г. танк «Объект 166М-2» был отправлен на Уралвагонзавод для проведения заводских испытаний. Испытания танка «объект 166М-1» после 9102 км пробега прекратили из-за выхода из строя двигателя, коробки передач и необходимости ремонта танка в целом в заводских условиях.

Танки «Объект 166М» (Т-62М) выпуска 1965 г. (№506В123, 506В124, 506В125, 506В121М, 506В122М) отличались от серийного Т-62 этого же года выпуска применением многотопливного двигателя с усовершенствованными обсуживающими системами, новой ходовой части и связанными с этим изменениями в конструкции крыши МТО. В конструкции машин учли замечания и устранили недостатки, выявленные при испытании танков «Объект 166М-1» и «Объект 166М-2».

Крыша МТО, не имевшая люков и установленная на корпусе машины, обеспечивала более удобный доступ к узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии при техническом обслуживании и ремонте. Открывание и закрывание крыши над двигателем и крыши над трансмиссией можно было производить последовательно, с помощью одного и того же торсиона. Крепление всей крыши к корпусу производилось с помощью болтов. Для облегчения крепления крыши служили две задрайки, располагавшиеся по боковым сторонам. Уплотнение крыши обеспечивалось по всему периметру за счет установки резиновых прокладок. При необходимости крыша легко демонтировалась подъемным устройством.

С целью подвода воздуха к входному редуктору трансмиссии и к генератору в переднем правом углу крыши над двигателем выполнили специальное отверстие. Для этой же цели в моторной перегородке предусмотрели два изолированных отсека.

Помимо крыши МТО, изменения внесли и в защитный колпак головки ночного прицела, которую теперь не требовалось снимать перед преодолением танком водной преграды (головка прицела находилась в бронированном и герметичном колпаке).

В МТО поперек корпуса устанавливался двигатель В-36 (А-12) мощностью 426,5 кВт (580 л.с), приспособленный для работы на дизельном топливе, бензинах А-72, А-66 и топливе ТС-1 или Т-2. В отличие от двигателя В-36, ранее испытывавшегося на танке «Объект 166М-1», двигатели В-36 танков «Объект 166М» оснащались картерами с усиленными перегородками и улучшенными силовыми и анкерными шпильками, усиленными шатунами, поршнями с тремя стальными компрессионными (из них верхние два — клиновидные) и двумя маслосбрасывающими хромированными кольцами, а также закрытыми муфтами привода топливного насоса и привода генератора.

Одним из основных преимуществ двигателя В-36 по сравнению с серийным дизелем В-55 являлась меньшая чувствительность к сопротивлениям на впуске и выпуске, а также к подогреву воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя. В объектовых условиях и температуре окружающего воздуха +20°С суммарные потери мощности двигателя В-36 оказались на 3-5% меньше, а удельные расходы топлива — на 3-6% ниже по сравнению с дизелем В-55. С повышением температуры окружающего воздуха преимущества двигателя В-36 еще больше увеличивались. Надежная работа двигателя обеспечивалась в пределах 850 ч.

В силовой установке использовались следующие узлы и агрегаты: бескассетный воздухоочиститель162 с автоматическим (эжекционным) удалением пыли из бункера (в трассе эжекционного удаления пыли монтировались автоматические клапаны, предотвращавшие попадание продуктов выхлопа внутрь танка при подводном вождении); масляный радиатор с увеличенной охлаждающей поверхностью (на 2,1 м2 по сравнению с серийным радиатором), обогрев откачивающей трассы от масляного насоса двигателя специальным трубопроводом, включенным в систему разогрева моторной установки; электроподкачивающий топливный насос БЦН, монтировавшийся в носовом топливном баке (служил для создания подпора при работе на бензине). Выпускные трубы имели увеличенные сечения сопел эжектора.

В топливной системе был дополнительно установлен стакан слива топлива из дренажного штуцера БЦН и введен специальный атмосферный кран, обеспечивавший либо раздельную выработку топлива из обеих групп баков, либо последовательное использование топлива из всех баков, соединенных в единую группу. В последнем случае специальная блокировка исключала возможность включения насоса ТДА. Форсунки системы ТДА имели неразборную конструкцию (полость завихрения закрывалась приварной заглушкой). Соединение топливной системы с атмосферой было выполнено в МТО, а змеевик для подогрева топлива в котле-подогревателе отключен.

Общая емкость топливных баков составляла 960 л. Средний топливный бак имел компенсационный отсек. Запас хода танка по шоссе при использовании дизельного топлива достигал 280 км, а при работе на бензине был меньше на 25-70 км (в зависимости от дорожных условий).

В трансмиссии танка применялся усиленный входной редуктор (шестерни с углом зацепления 26°; промежуточная шестерня установлена на более мощных подшипниках). Конструктивные изменения в нем были связаны с использованием бескассетного воздухоочистителя (крышка выполнена плоской, суфлер с расширительным бачком смонтирован в шахте и закреплен на кронштейне воздухоочистителя) и новой муфтой соединения входного редуктора с двигателем (стопорилась двумя полукольцами, закрепленными пружинным кольцом). Для улучшения охлаждения на боках крышки входного редуктора трансмиссии выполнили продольные ребра. Заправка редуктора маслом и замер его уровня производились при снятом воздухоочистителе через специальный лючок в крышке редуктора, закрываемый фланцем.

SuT54551366.jpg

Вид на крышу МТО танка «Объект 166М».


161 Испытания измененных узлов ОПВТ при преодолении танками водных преград под водой из-за вынужденного прекращения испытаний обеих машин не проводились.

162 Как показали проведенные испытания, по своим качествам бескассетные воздухоочистители не удовлетворяли ТУ на установку двигателя В-36 (пропуск пыли - не более 4,0 мг/м3). В районе Средней Азии (Теджен) в пыли содержалось большое количество мелких фракций (от 0 до 6 мк),что привело к более высокому коэффициенту пропуска пыли. В результате ненадежной работы бескассетных воздухоочистителей два танка «Объект 166М» (№506В121М и 506В122М) в ТуркВО в условиях средней запыленности воздуха не отработали гарантийного срока (500 ч) из-за высокого износа деталей поршневой и кривошипно-шатунной групп.

Оглавление