Оглавление

SuT54551358.jpg SuT54551359.jpg

Установка четырехклапанной крышки ОПВТ на фланце выхлопного патрубка танка «Объект 166М-2».

Схема привода управления клапанами крышки ОПВТ танка «Объект 166М-2».

На танке «Объект 166М-2» незначительные изменения претерпела конструкция крыши МТО: для обеспечения установки новых двигателя и воздухоочистителя крыша над ними была выполнена без люков и открывалась на тех же петлях и с помощью того же торсиона, что и крыша над двигателем. Теперь для монтажа водяного радиатора системы охлаждения двигателя использовали специальную балку с креплением ее на бортах корпуса (таким образом, радиатор не был связан с крышей). Из-за увеличенной длины воздухоочистителя воздухоприток для охлаждения входного редуктора трансмиссии перенесли с правого борта на крышу со стороны моторной перегородки. В связи с этим моторную перегородку также доработали, а в переднем кронштейне входного редуктора выполнили прямоугольное отверстие. Кроме того, на крыше МТО предусмотрели установку чехла ОПВТ с тремя люками.

Главной особенностью машин «Объект 166М-1» и «Объект 166М-2» являлась установка многотопливных двигателей— соответственно, В-36 (А-12) мощностью 426,5 кВт (580 л.с.) и В-36Ф (А-12Ф) мощностью 470,6 кВт (640 л.с.) из семейства дизелей типа В-2. Увеличение мощности двигателей было достигнуто за счет применения наддува от приводного центробежного нагнетателя.

Помимо этого на двигателях монтировались:
- топливный насос высокого давления, приспособленный для работы на различных топливах158, с дренажем топлива в плунжерных парах и трехпозиционным перестановочным упором хода рейки;
- топливоподкачивающий насос БНК-12ТКВ с регулировкой давления подачи топлива на 3,5 кгс/см2;

Кроме того, на двигателях был осуществлен:
-  слив топлива из форсунок через сверление в головках блоков в их всасывающие каналы;
-  подвод смазки к топливному насосу и слив его со смесью топлива в картер двигателя;
-  слив масла из головок блоков в картер двигателя через колодцы анкерных шпилек в месте сливных трубок.

В трассе подвода воздуха к генератору Г-6,5 использовали циклон для очистки поступавшего в него воздуха.

SuT54551360.jpg

Танк «Объект 166М».
Боевая масса — 36,5 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 115 мм гладкоствольная, 1 пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 426 кВт (580л.с); максимальная скорость — 55 км/ч.

В системе охлаждения двигателей применялся компенсационный контур с расширительным бачком, который был соединен пароотводными трубками с радиатором и головками блоков и компенсаторной трубкой — с входом в водяной насос. В расширительном бачке ввели паровоздушный клапан, отрегулированный на давление 1,1 кгс/см2.

От заднего коллектора водяного радиатора предусматривался отвод пара в распределительный бачок, а в заливной горловине радиатора имелась глухая пробка. Кран отключения подогревателя, смонтированный в трубопроводе (от подогревателя к головкам блоков цилиндров), располагался в боевом отделении.

В системе смазки двигателей применялся новый масляный радиатор с увеличенной на 2,08 м2 охлаждаемой поверхностью, с трубками сечением 13x2,5 мм и измененный масляный бак с новым редукционным клапаном упрощенной конструкции, не взаимозаменяемый с серийным. Для заливки масла в масляный бак в кормовой балке над его заправочной горловиной имелось отверстие с броневой крышкой.

В системе воздухоочистки использовался бескассетный воздухоочиститель, в трассе эжекционного отсоса пыли которого были установлены автоматические заслонки, предотвращавшие попадание продуктов выпуска внутрь танка при подводном вождении159.

Особенностью конструкции бескассетного воздухоочистителя являлось отсутствие второй ступени очистки кассеты или масляной ванны, которая принимала на себя пыль при нарушении нормальной работы циклонного аппарата160.

Для обеспечения работы двигателей на бензине в топливную систему танков внесли следующие изменения:
-  в носовом баке введен электроподкачивающий насос БЦН для создания необходимого подпора при использовании бензина;
-  предусмотрен постоянный проток топлива от топливного насоса НК-12 в левый бак-стеллаж через жиклер в клапане спуска воздуха. В левом баке-стеллаже установлена глухая пробка;
-  установлен новый средний бак с компенсационным отсеком, что потребовало введения измененных трубок топливной системы для прохода воздуха, а в компенсационном отсеке бака — воздушной пробки с поплавком;
-  в атмосферой трассе левого бака-стеллажа ввели кран отключения воздуха для обеспечения сообщения левой группы баков с атмосферой через правую группу при работе на бензине;
-  топливораспределительный кран имел специальное положение «Работа на бензине», обеспечивающее сообщение левой и правой группы топливных баков при работе на бензине;
-  в трассе ТДА введен кран отключения ТДА.


158 По данным завода, двигатели были приспособлены только для работы на бензине А-72 и дизельном топливе. В процессе ходовых испытаний пробеги и специальные испытания при работе двигателей на бензине не проводились вследствие неприспособленности топливной системы(из-за конструктивной недоработки) с точки зрения обеспечения безопасности работы экипажа.

159 Эффективность работы бескассетных воздухоочистителей в условиях повышенной запыленности проверить не удалось из-за отсутствия пыли на испытательных трассах в период ходовых испытаний (ноябрь 1964 - февраль 1965 гг.).

160 В данном конструктивном исполнении не представлялось возможным выявить по каким-либо внешним признакам ухудшение работы двигателя, кроме увеличения им часового расхода масла. Это приводило к выходу из строя двигателя по абразивному износу его трущихся деталей.

Оглавление