Оглавление

SuT5455986.jpg

Расположение бронировок прицелов Т2С и ТПН-1 на башне танка «Объект 139».

В башне танка устанавливалась 100-мм нарезная танковая пушка Д-54ТС, оснащенная щелевым дульным тормозом, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и двухплоскостным стабилизатором «Молния». С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. При стрельбе днем из спаренной установки оружия использовался перископический прицел Т2С «Удар».

Второй пулемет СГМТ — курсовой, размещался в отделении управления справа от механика-водителя. На турели поворотного основания люка заряжающего на крыше башни монтировался зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. При стрельбе из пулемета применялся коллиматорный прицел К10-Т.

В боекомплект танка входили 34 унитарных выстрела к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГ-43, 200 патронов к пулемету ДШК и 12 ручных гранат Ф-1.

Броневая защита лобовых проекций корпуса и башни имела такой же уровень снарядостойкости, как и соответствующие проекции броневой защиты танка Т-54А. Для сохранения боевой массы танка в связи с установкой более тяжелой пушки (масса качающейся части пушки Д-54ТС превышала аналогичную массу пушки Д-10ТГ более чем на 500 кг) и перископического прицела толщина броневых листов бортов корпуса была уменьшена с 80 до 70 мм. Кроме того, претерпела изменения конструкция башни в части конфигурации ее лобовой проекции в зоне амбразуры и отливки броневой защиты головки перископического прицела за одно целое с ее корпусом.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи остались такими же, как на базовой машине, за исключением увеличения емкости внутренних топливных баков с 532 до 560 л.

При доработке двух образцов танков в 1957 г. завод №183 установил на них модернизированные стабилизаторы «Молния», новые средства связи (радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120), гирополукомпас ГПК-48, а также ночные приборы наблюдения командира ТКН-1, механика-водителя ТВН-2 (вместо ТВН-1) и ночной прицел ТПН-1.

В ноябре-декабре 1958 г. на одном из танков «Объект 139», находившемся в это время на НИИБТ полигоне, были проведены экспериментальные работы по установке дополнительных емкостей для топлива. Для проверки предложений по увеличению запаса хода танка Т-54 по топливу, поступивших в ГБТУ из Белорусского военного округа, на машине установили дополнительные емкости для топлива на 410 л (из них основными являлись два цилиндрических бака емкостью 170 л каждый, монтировавшиеся на корме корпуса машины) и 35 л масла без изменения укладки ЗИП. Для крепления баков служили четыре стандартных кронштейна, предназначавшихся для монтажа дымовых шашек БДШ-5, и один дополнительный, установленный по продольной оси танка между штатными кронштейнами. Через трубопроводы баки соединялись с топливной системой двигателя. Несмотря на то, что дополнительные баки не ограничивали круговое вращение башни при максимальном угле склонения пушки, ходовые испытания танка с их установкой не проводились, а от их использования отказались. Это было связано с тем, что при изготовлении нестандартных дополнительных емкостей в войсках могла быть не соблюдена технология их производства (бакелитирование), что, в свою очередь, могло отразиться на работе топливной системы после длительного хранения танков. Кроме того, требовался перенос задних габаритных фонарей машины, поскольку они перекрывались при установке дополнительных топливных бочек.

В ходе проведения полигонно-войсковых испытаний двух танков «Объект 139» на ГНИАП ГАУ в 1959 г. впервые за весь период испытаний пушки Д-54ТС с 1954 г. выявился такой дефект, как раздутие ствола, причем баллистика пушки не ухудшилась, а прочность трубы сомнений не вызывала. В качестве меры для устранения этого явления УЗТМ (завод-изготовитель) принял решение об изготовлении утолщенной трубы ствола, что вело к увеличению массы пушки на 100 кг и сопротивления откату на 32%. По оценкам специалистов завода №183, установка пушки Д-54ТС с утолщенной трубой ствола, помимо увеличения боевой массы танка, влекла за собой перенос цапф люльки и, соответственно, переделку башни.

Дальнейшие работы по машине прекратили из-за признания базы танка Т-54 устаревшей. Результаты, полученные в период проведения ОКР по танку «Объект 139», впоследствии использовали при создании новых средних танков.

SuT5455987.jpg

Установка дополнительных топливных бочек на танке «Объект 139».

SuT5455988.jpg SuT5455989.jpg

Общий вид танка «Объект 139»

Оглавление