Оглавление

SuT5455946.jpg

Танк Т-54 обр. 1946 г. на межведомственных испытаниях преодолевает спуск под углом 29°. 1946 г.

Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция 10РК-26М, для внутренней связи между членами экипажа служило танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис-Ф-26.

Вследствие значительного усиления броневой защиты башни, перевода гусениц на цевочное зацепление с ведущими колесами и других нововведений боевая масса танка возросла с 36 (заданных в ТТТ) до 39,15 т.

Танк Т-54 (четвертый опытный образец) был собран заводом №183 в течение ноября 1946 г. — февраля 1947 г. в соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №211 от 27 августа 1946 г. и предназначался для проведения межведомственных испытаний. При его изготовлении были учтены замечания комиссии по межведомственным испытаниям изготовленных в 1946 г. опытных образцов машины №3 и №4, а также выполнен ряд конструктивных и других мероприятий по доработке танка согласно перечню, утвержденному 20 декабря 1946 г. министром транспортного машиностроения В.А. Малышевым и первым заместителем командующего бронетанковыми и механизированными войсками маршалом бронетанковых войск П.С. Рыбалко. В период с 18 по 26 февраля танк прошел заводские, в период со 1 по 12 марта 1947 г. — министерские испытания в районе Нижнего Тагила, которые не выдержал из-за недостаточной прочности основных механизмов (ПМП, кронштейна правого балансира, передних балансиров и торсиона). По всем недостаткам и дефектам, выявленным в процессе испытаний, завод №183 провел ряд соответствующих мероприятий по улучшению конструкции машины, которые нашли свое отражение в двух головных образцах первой серии танков Т-54.

Четвертый опытный образец машины отличался от Т-54 обр. 1946 г. конструкцией корпуса и башни (в целях уменьшения боевой массы и улучшения характеристик), а также некоторыми изменениями в установке вооружения. В результате боевая масса машины была доведена до 36 т (с экипажем, без бревна для самовытаскивания и шашек МДШ — 35505 кг).

У механика-водителя устанавливались два смотровых прибора типа МК-4. Для улучшения обзорности механику-водителю правый смотровой прибор был повернут вправо до пределов видимости правой гусеницы. Третий перископический смотровой прибор, устанавливавшийся в левом борту отделения управления, упразднили. В целях повышения прочности и жесткости сиденья механика-водителя, а также более удобной регулировки по продольной оси, его конструкцию полностью переработали. Для вождения танка по-походному для механика-водителя было введено ветровое стекло с защитным тентом.

Улучшили обзорность с места командира танка, убрав из поля зрения его смотрового прибора МК-4 люк вентилятора боевого отделения и установив низкопрофильную командирскую башенку. Размещение основных смотровых приборов в башне осталось неизменным, но были упразднены дополнительные смотровые призмы в крышках люков наводчика и командирской башенки. Для лучшей вентиляции боевого отделения использовали новые электромоторы вентиляторов боевого отделения (ВМ-42).

SuT5455945.jpg  SuT5455947.jpg
SuT5455948.jpg  SuT5455949.jpg

Танк Т-54 (четвертый опытный образец).
Боевая масса — 36 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 100 мм, 3 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с); максимальная скорость — 48 км/ч.

Оглавление