Схема системы воздушного пуска двигателя танка «Объект 432». |
Электрофакельный подогреватель впускного воздуха двигателя танка «Объект 432». |
Топливная система двигателя танка «Объект 432». |
Система охлаждения и подогрева двигателя танка «Объект 432». |
Для прогрева силовой установки перед пуском двигателя и поддержания ее в состоянии постоянной готовности к пуску в условиях низких температур окружающего воздуха использовалась система подогрева, совмещенная с системой охлаждения двигателя. В систему подогрева входили малогабаритный форсуночный подогреватель, жаровая труба масляного бака, водяные рубашки двигателя и маслозакачивающего насоса МЗН-2, кран включения топлива и трубопроводы. При включении подогревателя разогрев двигателя и узлов силовой установки осуществлялся
подогретой жидкостью, а масла в масляном баке - отработавшими газами подогревателя. Кроме того, для облегчения пуска двигателя производился нагрев воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя с помощью электрофакельного подогрева (выключатель электрофакельного подогрева устанавливался на щитке приборов механика-водителя). Для подогрева воздуха в боевом отделении танка в зимнее время использовался обогреватель (калорифер) боевого отделения, который устанавливался на кронштейне котла подогревателя и составлял с подогревателем единый узел. Включение обогревателя производилось выключателем «Обогрев Б/О» на щитке приборов механика-водителя.
Емкость основных (внутренних) топливных баков составляла 815 л (левый передний - 170 л, правый передний - 165 л, бак-стеллаж - 170 л, задний левый - 178 л, задний правый - 132 л), дополнительных (три топливных бака на левой надгусеничной полке) - 330 л. Передние топливные баки и бак-стеллаж составляли переднюю группу баков, задние топливные баки и наружные - заднюю группу баков. При этом наружные топливные баки могли быть отключены от задних внутренних баков с помощью крана на передней стенке левого заднего топливного бака. Внутренние топливные баки сваривались из стальных штампованных листов и внутри покрывались бакелитовым лаком; наружные топливные баки были алюминиевыми.
Выработка топлива в первую очередь производилась из наружных баков (подключенных последовательно) и осуществлялась через задний бак, трубопровод которого был соединен с краном отключения наружных баков. Выработка топлива из передней группы баков допускалась в последнюю очередь из-за необходимости обеспечения противорадиационной защиты механика-водителя.
Центробежный водооткачивающий насос с краном переключения, использовавшийся для заправки топливных баков танка «Объект 432» топливом. | Система воздухоочистки двигателя танка «Объект 432». | Система смазки двигателя танка «Объект 432». |
Заправка баков стационарными и подвижными специальными заправочными средствами производилась закрытой струей топлива. При этом передняя группа баков заправлялась топливом через горловину бака-стеллажа, внутренние баки задней группы — через заправочную горловину левого заднего бака, наружные топливные баки — через свои заливные горловины.
Для заправки топливных баков танка также могло применяться топливозаправочное устройство, состоявшее из носового центробежного водооткачивающего насоса, крана переключения («вода»-«топливо»), заправочного топливного фильтра и съемного заправочного приспособления, опускавшегося в емкость с топливом. Запас хода танка по шоссе на одной заправке достигал 550-650 км.
В системе воздухоочистки использовался одноступенчатый бескассетный воздухоочиститель циклонного типа (145 циклонов горизонтального расположения) с эжекционным удалением пыли из пылесборника, который устанавливался в МТО у левого борта. Как показала эксплуатация, он не обеспечивал должной степени очистки воздуха, что являлось одной из причин выхода двигателя 5ТДФ из строя до отработки заданного ресурса.
В принудительной системе смазки двигателя (заправочная емкость системы 75 л) с сухим картером применялся полнопоточный масляный центробежный фильтр тонкой очистки, который крепился сверху на блоке двигателя. Непрерывную подачу масла к трущимся деталям обеспечивал нагнетающий масляный насос. Для создания заданного давления в системе в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатых валов двигателя производительность нагнетающего масляного насоса составляла 120 л/мин.
Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием охлаждающего воздуха через радиаторы. Применение в воздушном тракте эжекционной системы охлаждения обеспечило компактность системы охлаждения, хорошую ее саморегулируемость и уменьшение количества излучаемого танком тепла. Заправочная емкость системы охлаждения составляла 65 л. Два последовательно соединенных и аналогичных по конструкции трубчато-пластинчатых радиатора устанавливались в одной плоскости в изолированном от МТО корпусе эжектора с углом наклона к горизонту 4° в сторону носа танка. Наклон радиаторов обеспечивал полный слив охлаждающей жидкости из системы.