Оглавление

SuT5455528.jpg

Общий вид опытного танка «Объект 137К» завода №183, 1950 г.

В топливной системе двигателя танка Т-54К не устанавливался заливной бачок, поэтому общая заправочная емкость топливной системы по сравнению с базовой машиной сократилась на 15 л и составляла 515 л.

Введение дополнительной радиостанции РСБ-3Т обеспечивало командиру танковой дивизии работу в радиосети командующего механизированной (танковой) армии. Управление подчиненными частями и подразделениями при нахождении в боевом порядке полка (дивизии) командир осуществлял с помощью штатной радиостанции 10РТ-26Э.

В состав радиостанции РСБ-3Т входили передатчик с микрофоном, приемник с телефонами, манипуляционный пульт с телеграфным ключом, антенный щиток, зарядно-распределительная коробка, умформеры РУК-300 и РУ-11-А, буферная аккумуляторная батарея (6СТЭ-128 или 6МСТ-140) и антенные устройства.

Приемник, передатчик и зарядно-распределительная коробка радиостанции РСБ-3Т располагались в носовой части корпуса танка у правого борта (справа от механика-водителя). Передатчик радиостанции на амортизационной раме крепился к лобовому листу и днищу танка. Передняя панель передатчика находилась напротив рабочего места заряжающего в передней части боевого отделения, у правого борта. Справа от передатчика крепился манипуляционный пульт с переключателями режимов работы радиостанции. Антенная удлинительная катушка монтировалась над пультом на правом борту. Вся остальная аппаратура размещалась на стенке аккумуляторного шкафа. Приемник радиостанции крепился к подбашенному листу, а зарядно-распределительная коробка и умформер РУ-11 -А - на стенке аккумуляторного шкафа.

Умформер РУК-300 размещался на днище боевого отделения слева от сиденья заряжающего. Буферная аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 (6МСТ-140) располагалась на специальном стеллаже у переборки аккумуляторного шкафа.

Для работы радиостанции РСБ-3Т при длительной стоянке танка и обеспечения большей дальности связи использовалась полутелескопическая антенна высотой 10 м, при кратковременных стоянках и на ходу — штыревая антенна высотой от 1 до 4 м.

Антенный ввод радиостанции РСБ-3Т проходил через правый борт корпуса танка и имел специальное поворотное устройство с броневым стаканом, защищавшим антенный изолятор от механических и боевых повреждений. В нерабочем положении штыревая антенна (обычно высотой 1 м) поворотом антенного ввода укладывалась горизонтально на правую надгусеничную полку. Полутелескопическая 10-метровая антенна, устанавливавшаяся вместо штыревой, состояла из четырех дюралюминиевых полых колен, вдвигавшихся одно в другое (общая длина 6 м), и четырех стальных колен 4-метровой штыревой антенны. Колена имели специальные накидные гайки и кольца, предохранявшие их от полного разъема, а также фиксаторы, удерживавшие антенну в выдвинутом положении. Для установки антенны на хвостовике в изоляторе антенного ввода нижнее колено внизу имело внутренний штырек. Устойчивое положение 10-метровой антенны обеспечивалось с помощью специального такелажа и четырех кольев с кольцами, вбивавшихся в землю. В походном положении 6-метровая телескопическая часть антенны укладывалась в брезентовый чехол и располагалась в металлическом футляре (трубе), прикрепленном на корме корпуса танка.

Аппараты ТПУ-4-47 размещались в машине следующим образом: аппарат №1 (приданный командиру танка) устанавливался в башне; аппарат №2 (приданный радисту) размещался на переборке аккумуляторного шкафа; два аппарата №3 располагались на своих штатных местах. Радиостанция РСБ-3Т была соединена с аппаратом ТПУ №2, поэтому командир мог вести переговоры по радио со своего места в башне танка. Продолжительность непрерывной работы передатчика составляла 2 ч. При сеансе передачи продолжительностью 15-20 мин с небольшими перерывами на прием работу можно было вести длительное время (практически круглосуточно). Приемник радиостанции допускал непрерывную круглосуточную работу.

Радиостанция 10РТ-26Э в командирском танке не была подключена к ТПУ. В случае необходимости командир танка мог с помощью переключателя переключать телефоны своего шлемофона на радиостанцию 10РТ-26Э, отключаясь при этом от сети ТПУ. Для вызова радистом командира танка в аппарате ТПУ №1 устанавливалась сигнальная лампочка.

SuT5455529.jpg SuT5455530.jpg  SuT5455531.jpg

Общий вид командирского танка Т-54К.
Боевая масса — 36 т; экипаж — 4 чел., оружие: пушка — 100 мм нарезная, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм зенитный; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с); максимальная скорость — 48-50 км/ч.

Оглавление