Оглавление

SuT5455477.jpg

Танк Т-54 обр. 1949 г., оборудованный под установку минного трала ПТ-54. Машина прошла частичную модернизацию в ходе капитального ремонта (установлен защитный чехол маски пушки, вторая фара со СМУ), 1957 г.

С 1951 г.:
-  для повышения надежности работы опорных катков увеличили толщину ребер их дисков с 10-11 до 13-15 мм и установили роликовые подшипники с обрезным буртом;
-  вместо аккумуляторных батарей 6СТЭН-140 стали устанавливать сухозаряженные батареи с мипоровой сепарацией — 6СТЭН-140М.
-  телескопический прицел ТШ-20 заменили более совершенным прицелом TШ2-22 с переменным и 3,5- и 7-кратным увеличением, оснащенным очистителем защитного стекла прицела, светофильтром и трещоткой в приводе механизмов углов прицеливания (исключала самопроизвольное проворачивание маховичка). Окулярная часть прицела могла регулироваться по направлению (с марта — на заводе №183 и с апреля - на заводах №75 и №174);
-  ввели уплотнение цапф пушки для исключения попадания пыли в игольчатую опору (с июня);
-  установили уплотнение погона командирской башенки и турели зенитного пулемета, а также дополнительное уплотнение погона башни;
-  сократили боекомплект к пулеметам СГ-43 до 3000 патронов, увеличив боекомплект к пулемету ДШК до 500 патронов;
-  пулеметы СГ-43 заменили 7,62-мм модернизированными пулеметами СГМ (СГМТ), а вместо пистолета-пулемета ППС обр. 1943 г. стал укладываться 7,62-мм автомат АК-47 с тем же боекомплектом;
-  с целью повышения срока службы торсионных валов подвески ввели фосфатацию и накатку их поверхностного слоя;
-  с июля стала устанавливаться новая командирская башенка, которая обеспечила лучшее наблюдение за местностью благодаря установке смотровых блоков вместо пентопризм (имели большее искажение). Кроме того, были облегчены выемка и установка смотровых блоков и перевод башенки из походного положения в боевое благодаря введению рукоятки с приводом стопора по-походному;
-  ввели надульный чехол для пушки и уплотнение крышек магазинов-коробок для спаренного и зенитного пулеметов (защита от пыли);
-  для облегчения работы подающего механизма курсового пулемета установили подающую пружину в его магазин-коробку;
-  произвели дополнительное уплотнение моторной перегородки в местах прохода тяг и трубопроводов подогревателя;
-  с целью уменьшения пылевого воздействия на механика-водителя при вождении танка ввели резиновые козырьки на передних подкрылках надгусеничных полок, однако впоследствии они не использовались;
-  часть машин оборудовалась для навешивания противоминного каткового трала ПТ-54.

Начиная с 1960 г. танки Т-54 выпуска 1949—1951 гг. при проведении капитального ремонта на заводах Министерства обороны были подвергнуты модернизации, в ходе которой они последовательно приводились к виду танка Т-54А, а затем и Т-54Б с установкой соответствующего оборудования и различных систем этих машин. Кроме того, часть танков дооборудовали под установку танкового бульдозера БТУ или снегоочистителя СТУ.

Во втором послевоенном периоде часть танков Т-54 обр. 1949 г. в ходе капитального ремонта переделали в танковые тягачи БТС-4А.

Танк Т-54 обр. 1951 г. являлся модификацией танка Т-54 обр. 1949 г., на котором были проведены мероприятия второго этапа модернизации. Опытный образец машины, изготовленный в начале 1951 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №2468-983 от 10 июня 1950 г., в период с 27 февраля по 7 марта 1951 г. прошел испытания на НИИБТ полигоне. Серийный выпуск танка развернулся на заводах в Нижнем Тагиле (№183), Харькове (№75) и Омске (№174) с ноября 1951 г. и продолжался по май 1955 г. Всего за время серийного производства изготовили 7009 машин данной модификации.

К наиболее значительным мероприятиям второго этапа модернизации относилась установка башни без замана в ее кормовой части и с улучшенным уплотнением шариковой опоры. Кормовой заман устранили за счет увеличения до 50 мм габаритов обметания кормы и уменьшения внутренних кормовых объемов. В результате масса башни несколько возросла (примерно на 120 кг).

В связи с изменением форм кормовой части башни произвели перекомпоновку размещавшегося в ней оборудования:
-  пушку вместе с прицелом сдвинули вперед на 15 мм, а крышу башни с командирской башенкой - назад на 20 мм;
-  улучшили условия работы наводчика и командира. Сиденье командира подняли на 40 мм, а сиденье наводчика сместили назад на 22 мм. Изменили конструкцию командирской башенки, сгоризонтировав ее и увеличив проем люка. В связи с этим три смотровых блока для кругового обзора, устанавливавшиеся в подвижном основании люка, стали располагаться непосредственно в крышке люка. Смотровой прибор командира танка ТПК-1 оснастили очистителем входного стекла;
-  для увеличения рабочего места заряжающего уменьшили боеукладку выстрелов в нише башни с 6 до 5 шт., что позволило уложить их в один ряд. Крепление самих выстрелов выполнили с односторонним быстродействующим замком. Изъятый из ниши башни выстрел перенесли на правый борт корпуса, где вместо трех стали располагаться четыре выстрела. Выстрелы на правом борту башни приблизили к ее борту. Сиденье заряжающего сделали съемным и складным (перед стрельбой сиденье снималось и в сложенном виде подвешивалось на правом ограждении пушки);
-  магазин-коробку пулемета ДШК перенесли с правого борта башни под пушку.

SuT5455478.jpg SuT5455479.jpg

Танк Т-54 обр. 1951 г.
Боевая масса — 36 т; экипаж — 4 чел., оружие: пушка — 100-мм нарезная, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм зенитный; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с); максимальная скорость — 48—50 км/ч.

Оглавление