Оглавление

На крыше башни устанавливалась командирская башенка новой конструкции. В ней в дополнение к смотровому прибору ТПК-1 (на части машин еще до 1950 г. монтировался смотровой прибор МК-4) и двум призменным приборам для улучшения кругового наблюдения в подвижном основании люка разместили еще три смотровых призменных прибора типа ТНП. Однако, несмотря на некоторое улучшение обзорности, она не обеспечивала командиру танка кругового обзора (не просматривался правый задний сектор 60°). Недостаточными являлись сектора обзора (на корму) для заряжающего и наводчика.

Претерпела изменения и система ППО. Вместо автоматической применили более надежную в работе стационарную полуавтоматическую (с кнопочным включением) углекислотную систему ППО трехкратного действия с термоэлектроизвещателями. Она обеспечивала тушение трех раздельных пожаров в МТО или в боевом отделении, или двух пожаров, возникших одновременно в этих отделениях. Извещение механика-водителя о возникновении пожара осуществлялось световой и звуковой сигнализацией (две сигнальные лампы находились на сигнальном щитке системы ППО, расположенном в отделении управления), которая включалась автоматически при срабатывании термоизвещателей83. В системе ППО использовались три пятилитровых баллона с углекислотой, поочередно срабатывавшие при нажатии кнопок. Тушение пожара в МТО осуществлялось путем нажатия кнопки «Моторное отделение» на сигнальном щитке механика-водителя, а в случае пожара в боевом отделении — нажатия кнопки, установленной в башне у командира танка, или второй кнопки «Боевое отделение» на щитке механика-водителя. Прежде чем нажать на одну из кнопок, механик-водитель должен был заглушить двигатель путем прекращения подачи в него топлива. Для тушения каждого раздельного пожара расходовался один баллон, для одновременного тушения пожаров в двух отделениях — два баллона. Управление баллонами осуществлялось переключателем.

Для тушения незначительных пожаров в боевом отделении около баллонов с углекислотой размещался один ручной огнетушитель ОУ-2.

Для постановки дымовой завесы на танке вместо двух дымовых шашек МДШ в кормовой части корпуса стали устанавливаться две дымовые шашки БДШ-5, имевшие аналогичные системы поджига и сброса.

SuT5455465.jpg SuT5455467.jpg SuT5455466.jpg

Установка БДШ-5 на танке Т-54 обр. 1949 г.

Система охлаждения двигателя танка Т-54 обр. 1949 г.

Установка воздухоочистителя в МТО танка Т-54 обр. 1949 г.

SuT5455468.jpg SuT5455464.jpg

МТО танка Т-54 обр. 1949 г.

Полуавтоматическая углекислотная система ППО танка Т-54 обр. 1949 г.

Мероприятия по модернизации коснулись и систем, обеспечивавших работу двигателя и трансмиссии танка. По-новому организованная система охлаждения двигателя отличалась уменьшенным аэродинамическим сопротивлением тракта охлаждающего воздуха. Кроме того, изменили окно входа охлаждающего воздуха, в котором установили броневую решетку вместо наклонных броневых жалюзи.

В системе воздухоочистки вместо двух воздухоочистителей типа «Мультициклон» применили один новый воздухоочиститель аналогичного типа с четырьмя ступенями очистки (1-я ступень — 16 мультициклонов, 2-я — сочетание внутреннего циклона и отсечной кассеты с масляной ванной, 3-я — кассета с гофрированной круглой проволокой и 4-я — кассета с чулковой канителью) с автоматической (эжекционной) очисткой пылесборников от пыли. Воздухоочиститель располагался в МТО со стороны коленчатого вала двигателя.

Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха вместо пародинамического подогревателя использовали форсуночный подогреватель конструкции В.М. Голосова. Подогреватель размещался у левого борта в боевом отделении и имел котел с дымогарными трубами, а также ручной привод к насосному узлу. В систему подогрева дополнительно ввели змеевик в циркуляционном бачке масляного бака системы смазки двигателя (для подогрева масла) и змеевик в коробке котла подогревателя для разогрева дизельного топлива.

Незначительные изменения коснулись и топливной системы двигателя: вместо трех наружных цилиндрических баков на правой надгусеничной полке стали устанавливаться только два топливных бака прямоугольной формы емкостью 100 л каждый, включенных в общую топливную систему. Изменили форму и верхнего топливного бака в моторном отделении (из средней группы баков). Однако емкость внутренних топливных баков осталась прежней (530 л). Запас хода танка по шоссе остался неизменным и составлял 360-400 км.


83 При возникновении пожара в боевом отделении или МТО мембрана одного из восьми термоэлектроизвещателей нагревалась, выпрямлялась и замыкала контакты. На сигнальном щитке загоралась одна из ламп, а при пожаре в МТО включался еще и звуковой сигнал.

Оглавление