Оглавление

По мнению Ю.А. Кипнис-Ковалева (представитель завода №183), установка перспективной пушки в танке «Объект 166» требовала лишь незначительных изменений в его боевом отделении. В КБ завода №183 в это время в инициативном порядке под руководством Л.Н. Карцева уже велось проектирование нового среднего танка с более мощным вооружением, получившего заводское наименование «Объект 167».

При создании этой машины намечалось улучшить отдельные боевые и технические показатели танка «Объект 166» с использованием последних достижений науки и техники и, помимо более мощного вооружения, установить двигатель с наддувом повышенной мощности, а также опробовать новую ходовую часть. Для этих целей был проведен ряд НИР с привлечением смежных заводов, институтов и организаций. Работа по новой машине полностью финансировалась заводом №183 в соответствии с распоряжением его директора И.В. Окунева.

Танк «Объект 167» превосходил «Объект 166» по огневой мощи, максимальной и средней скоростям движения, удельной мощности, плавности хода, защите от проникающей радиации. Новыми техническими решениями по сравнению с танком Т-62 стали: установка 125-мм гладкоствольной пушки с унитарными выстрелами, выполненными в габаритах 115-мм выстрела; полуавтоматическое заряжание пушки; применение противорадиационных материалов; использование дизеля В-26; бескассетного воздухоочистителя; системы гидросервоуправления агрегатами трансмиссии, а также использование в ходовой части поддерживающих и опорных катков меньшего диаметра.

Установкой двигателя занималось моторное бюро под руководством Л.А. Вайсбурда, над новой шестикатковой схемой ходовой части (применительно к одному борту) работал С.П. Петраков. Помощь заводу оказали московский филиал ВНИИ-100 — в проектировании и испытаниях дисков опорных катков из алюминиевого сплава Ал 19 и ВНИИ-100 - в изготовлении и испытаниях бескассетного воздухоочистителя. Кроме того, на новом танке были исследованы вопросы применения управляемого оружия в качестве дополнительного.

Руководство КБ и завода №183 считало, что на вооружение вместо танка «Объект 166» будет принят более совершенный «Объект 167».

Первый опытный образец танка «Объект 167» завод №183 изготовил в октябре 1961 г., второй — в декабре того же года. Из-за отсутствия на тот момент 125-мм гладкоствольной пушки в танках установили 115-мм гладкоствольные танковые пушки У-5ТС. Поскольку изначально предполагалось использовать 125-мм пушку большей массы, то для сохранения боевой массы танка в пределах 36,5 т несколько ослабили броневую защиту: толщину нижнего лобового листа корпуса уменьшили со 100 до 80 мм, бортов — с 80 до 70 мм и кормового листа - с 45 до 30 мм. Сократился и запас хода танка (с 500 до 445 км) при работе двигателя на топливе из забронированных (внутренних) баков. Работы по установке в танке 125-мм пушки возобновились в КБ завода только в 1963—1964 г.

SuT5455283.jpg

Опытный танк «Объект 167».

С 20 ноября 1961 г. по 1 апреля 1962 г. оба опытных образца прошли первый этап заводско-полигонных испытаний (председатель комиссии - заместитель начальника 2 отдела НТК УНТВ инженер-полковник И.А. Корнеев). Целью испытаний являлось определение ТТХ машины и сравнительная оценка с Т-62 и Т-55, эффективности стрельбы с места и сходу в дневных и ночных условиях, надежности работы и качества изготовления всех узлов и механизмов и стабильность их характеристик, а также времени на проведение экипажем всех видов технического обслуживания и удобства проведения этих работ с использованием возимого ЗИП машины.

Ходовые испытания машин, проводившиеся на НИИБТ полигоне в период с 20 ноября 1961 г. по 25 января 1962 г. (первый опытный образец) и с 6 по 28 марта 1962 г. (второй опытный образец) в объеме 3000 км пробега и 360 ч работы двигателя, завершились с положительным результатом. По максимальной и средней скорости движения, удельной мощности, плавности хода, защите экипажа от проникающей радиации и электробалансу (использовали генератор Г-10 мощностью 10 кВт) танк «Объект 167» превосходил Т-62.

По результатам испытаний танк «Объект 167» был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии и к серийному выпуску вместо Т-62 с доведением толщин нижнего лобового листа корпуса до 100 мм, кормового — до 45 мм и улучшением обзорности. Недостатки машины, выявленные на испытаниях, надлежало устранить при подготовке серийного производства. В особом мнении заместитель председателя комиссии представитель ГКСМОТ Г.О. Гутман отметил, что вопрос о принятии танка «Объект 167» на вооружение и серийное производство следует рассмотреть после проведения второго этапа испытаний и пробегом в условиях жаркого климата, что было необходимо для определения надежности работы узлов и механизмов танка при длительной эксплуатации. Второй этап испытаний планировалось завершить не позднее июня 1962 г. Этот этап, заключавшийся в сравнительных испытаниях вооружения первого опытного образца танка «Объект 167» с Т-62, предполагалось провести на ГНИАП ГРАУ под Ленинградом.

Обсуждение вопроса о принятии танка «Объект 167» после некоторых шагов, предпринятых главным конструктором завода №183 Л.Н. Карцевым, состоялось в ГКСМОТ и Министерстве обороны летом 1962 г. По его результатам 21 июля на имя заместителя председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинова было отправлено совместное письмо за подписями заместителя министра обороны Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова и заместителя председателя ГКСМОТ С.Н. Махонина. В этом письме, не скрывая преимуществ танка «Объект 167», основное внимание все же было сосредоточено на его недостатках: пониженной снарядостойкости некоторых броневых деталей корпуса, меньшем запасе хода, ухудшившейся после установки подбоя обзорности, а также на частичной потере взаимозаменяемости с Т-55 и Т-62 (такое уточнение, при полном отсутствии взаимозаменяемости с этими машинами у разрабатывавшегося танка «Объект 432», напрямую выдавало предвзятое отношение к тагильской машине. - Прим. авт.).

Оглавление