Оглавление

SuT5455182.jpg SuT5455186.jpg SuT5455187.jpg

ТанкТ-54А, оборудованный комплектом ОПВТ-54 конструкции завода №174 (слева) и танк Т-54 обр. 1949 г., оборудованный комплектом ОПВТ-Д. НИИБТ полигон, 1959 г.

По результатам испытаний завод №75 доработал конструкцию ОПВТ и подготовил техническую документацию для его серийного производства. В том же 1956 г. завод №75 изготовил 65 комплектов ОПВТ. Приказом главкома Сухопутных войск №69 от 19 декабря 1956 г. это оборудование было принято на вооружение, а его ввод в серийное производство на заводах промышленности осуществлен в соответствии с совместным решением начальника ГБТУ (от 31 декабря 1956  г.) и министра транспортного машиностроения (от 9 января 1957 г.). При серийном производстве оборудование получило наименование ОПВТ-А.

В первой половине 1957 г. в КБ завода №75 отработали техническую документацию по ОПВТ применительно к танку Т-54Б. В начале июля того же года Т-54Б с установленным комплектом ОПВТ прошел испытания, по результатам которых завод произвел доработку и окончательную подготовку технической документации к серийному производству (утверждена протоколом межведомственной комиссии 18 сентября 1957 г.).

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №250-122 от 3 марта 1958 г. ОПВТ-А под маркой ОПВТ-54 для серийно выпускавшихся машин стало производиться непосредственно на всех заводах-изготовителях - №183, №75 и №174. С 1 апреля 1958 г. с организацией серийного производства танка Т-54Б на всех заводах это оборудование стало монтироваться на каждой машине.

Для ранних модификаций танка Т-54 обр. 1949-1951 гг. и Т-54А, которые не имели ОПВТ, в 1957-1958 гг. на ХТЗ под руководством инженера-конструктора Г.И. Столярова разработали комплекты ОПВТ-Д и ОПВТ-В. Осенью 1959 г. они прошли испытания на НИИБТ полигоне.

Комплект ОПВТ-Д (с 1958 г.- ОПВТ-54Д), созданный для танка Т-54 обр. 1949 г., предназначался для преодоления водных преград глубиной до 6 м. Его конструктивные отличия от серийного комплекта ОПВТ-А диктовались наличием у башни танка Т-54 обр. 1949 г. кормового замана. Это послужило причиной уменьшения размера по периметру резиновой камеры уплотнения опоры башни и уплотнения передней части чехла над МТО. Остальные узлы ОПВТ были заимствованы из серийного комплекта ОПВТ-А.

SuT5455183.jpg

Труба-лаз с переходником,  установленная на танке (комплект ОПВТ-Д).

С целью преодоления водных преград глубиной до 6 м в комплект ОПВТ-Д входила вставка для воздухопитающей трубы и удлиненная на 1800 мм труба-лаз с переходником.

Время, необходимое на монтаж съемных узлов комплекта ОПВТ-Д и полную герметизацию танка, и время демонтажа съемных узлов составляло, соответственно, 1 ч 40 мин и 20 мин. Подготовка танка к ведению боевых действий после преодоления водной преграды требовала выхода из танка одного члена экипажа, что являлось одним из серьезных недостатков ОПВТ-Д.

Для танков Т-54А и Т-54Б выпуска до апреля 1958 г. был разработан комплект ОПВТ-В (с 1958 г. - ОПВТ-54В), который служил для преодоления водных преград глубиной до 7 м и шириной до 1000 м. По сравнению с серийным ОПВТ-А этот комплект включал в себя ряд новых узлов, повышавших эксплуатационные качества танка при преодолении водной преграды.

SuT5455184.jpg SuT5455185.jpg SuT5455188.jpg SuT5455189.jpg

Танк Т-54Б, оборудованный комплектом ОПВТ-В. НИИБТ полигон, 1959 г.

ТанкТ-54Б, оборудованный комплектом ОПВТ-В, с дополнительно установленной трубой-лазом.

Один из вариантов складной прорезиненной трубы-лаза, установленной на танке Т-54.

Оглавление