Оглавление

SuT5455173.jpg SuT5455174.jpg

Установка трех дополнительных столитровых топливных бочек в кормовой части танка «Объект 139». НИИБТ полигон, 1958 г.

Установка двух дополнительных емкостей на 340 л в кормовой части танка «Объект 139». НИИБТ полигон, 1958 г.

SuT5455175.jpg SuT5455176.jpg

Крепление дополнительных топливных бочек на кронштейнах в кормовой части танка. Предложение завода №183. НИИБТ полигон, 1958 г.

Общий вид мобильного одноколесного бронированного прицепа для транспортирования 1200 л дополнительного топлива, ЦЭЗ №1,1959 г.

Повышение подвижности танков Т-54 и их модификаций также велось в направлении увеличения запаса хода за счет установки снаружи машин дополнительных емкостей для топлива, подключенных к топливной системе двигателя. С этой целью на НИИБТ полигоне в 1958 г. состоялись испытания танков Т-54Б и «Объект 139», оборудованных дополнительными емкостями для топлива по предложениям завода №183 и представителей Прибалтийского и Белорусского военных округов. Испытывались различные варианты дополнительных емкостей для топлива - от 200- до 290-литровых бочек и специально изготовленных баков емкостью 170 л, подключавшихся к топливной системе двигателя.

Для практического использования и внедрения в серийное производство был рекомендован вариант завода №183, в котором две стандартные бочки емкостью 200 л крепились к кормовому броневому листу Т-54Б на четырех специальных кронштейнах. Установка бочек на корме корпуса не препятствовала доступу к агрегатам танка при их обслуживании и ремонте и не мешала машине преодолевать вертикальные препятствия. Запас ходаТ-54Б увеличился на 50%. Однако при монтаже дополнительных бочек исключались возможность применения дымовых шашек при постановке завес и поворот пушки на корму при углах ее возвышения меньше +4°. Этот недостаток ликвидировали благодаря установке системы ТДА и обеспечению выработки на марше в первую очередь топлива из дополнительных бочек и их сброса в боевых условиях.

В 1958-1959 г. в проектно-конструкторском бюро ЦЭЗ №1 для обеспечения длительных маршей танковых частей и подразделений (с учетом событий в Венгрии в 1956 г.) по предложению инженер-капитана Е.Р. Урванцева разработали и изготовили опытный образец мобильного одноколесного бронированного прицепа для танков Т-54 и Т-55. Он предназначался для транспортирования 1200 л дополнительного топлива. Несущей конструкцией прицепа являлся сам топливный бак, сваривавшийся из стальных листов толщиной 8 мм. Масса заправленного прицепа составляла 2050 кг. Наличие двух заправочных горловин позволяло производить полную заправку бака при любом угле наклона прицепа, а также перекачивать топливо в другую емкость после отсоединения прицепа при любом его положении. Внутренняя полость бака вертикальными перегородками разделялась на пять отсеков, сообщавшихся между собой через отверстия в нижней части перегородок. Наличие перегородок уменьшало вспенивание топлива и стабилизировало положение центра тяжести бака при наклонах прицепа. Прицеп крепился к кормовой части танка с помощью специального сцепного устройства. В случае необходимости это устройство обеспечивало автоматическое отсоединение прицепа без выхода экипажа из машины. В механизме отцепки применялось тяговое реле, включенное в электрическую цепь электрозапала правой дымовой шашки БДШ-5. Срабатывание реле и, соответственно, отцепка прицепа производилось при нажатии на правую кнопку щитка БДШ, располагавшегося на левом борту боевого отделения.

SuT5455177.jpg

Общий вид танка Т-54А с мобильным одноколесным бронированным прицепом для транспортирования 1200 л дополнительного топлива.

Оглавление