Оглавление

Существенным изменениям подвергся и гусеничный движитель. Для снижения среднего давления на грунт на танках Т-54 с января 1949 г. стали устанавливаться гусеницы с уширенными траками (ширина 580 мм, шаг 137 мм); до этого применялись гусеницы, собранные из траков шириной 500 мм. В новой гусенице в траке ввели дополнительно две проушины, диаметр пальца увеличили с 20 до 22 мм, а также изменили конструкцию цевки и увеличили высоту. Однако первые образцы уширенной гусеницы имели недостаточные жесткость траков и механическую прочность их проушин. Для устранения указанных дефектов в сентябре 1949 г. увеличили поперечную жесткость траков за счет увеличения высоты ребер и толщины тела проушин, а саму гусеницу стали собирать только из гребневых траков.

После устранения дефектов, связанных с механической прочностью и жесткостью траков, основным и наиболее существенным недостатком серийной гусеницы оставалась недостаточная износоустойчивость проушин. Срок службы гусеницы ограничивался нарушением ее зацепления с ведущим колесом из-за увеличения шага, обусловленного износом элементов шарнира, и составлял 2000-2500 км пробега. Таким образом, гусеницы снижали общую надежность танка в целом, так как срок их службы был в несколько раз меньше срока службы таких основных агрегатов танка, как двигатель и трансмиссия.

Одним из мероприятий, направленных на повышение износоустойчивости проушин траков, стала калибровка проушин. В процессе калибровки поверхность проушин из стали ЛГ-13 приобретала более высокую прочность. Испытания подтвердили эффективность такого метода. Кроме того, в результате НИОКР по изысканию путей повышения износостойкости шарнира гусеницы были разработаны такие конструктивные мероприятия, как закрепление пальцев, уширение проушин и применение вставных элементов, изготовленных из материалов, обладавших высокой износоустойчивостью, а также технологические мероприятия (закалка ТВЧ, изотермическая закалка, борирование).

Проведенные испытания показали, что установка вставных элементов в виде разрезных втулок из стали Х12Ф1 обеспечивала повышение износостойкости по сравнению со сталью ЛГ-13 в среднем в 3 раза. При эксплуатации танков в других условиях, например, на твердых грунтах (в горных условиях), надежность гусеницы лимитировалась не износостойкостью, а механической прочностью. В частности, при испытаниях танков Т-54 в Закавказском военном округе за 10000 км пробега на каждом танке заменили по четыре комплекта гусениц из-за наличия большого количества трещин в траках. Комплекты гусениц к моменту их замены имели от 63 до 95% траков с трещинами, при этом износ проушин был незначительным.

Недостаточный срок службы гусениц с ОМШ привел к необходимости создания новых типов шарнирных соединений траков гусениц и, в частности, РМШ. Первую попытку создания для Т-54 гусеницы с РМШ предприняли еще в 1947-1948 гг. На заводе № 183 при участии Свердловского завода резинотехнических изделий изготовили несколько комплектов гусениц с РМШ, испытания которых на танке Т-54 в 1948 г. закончились неудачей. Доработка конструкции гусеницы на заводе продолжалась до начала 1949 г. и была прекращена в связи с развертыванием работ по модернизации Т-54 (во втором послевоенном периоде гусеницы с РМШ, спроектированные для средних танков в КБ завода № 174, устанавливались на танке Т-54 и его модификациях при проведении капитального ремонта на заводах Министерства обороны. - Прим. авт.).

SuT5455161.jpg SuT5455162.jpg
Движение танков Т-54 по каменистой лощине. Испытания в районе городов Кировобад-Шамхор (ЗакВО), 1950 г.

Изгиб трака гусеницы танка Т-54 после 500 км пробега.

SuT5455164.jpg SuT5455163.jpg
Танк Т-54Д, оборудованный гусеницами со съемными упругими уширителями. 1961 г. Разрушения трака гусеницы танка Т-54.

Наряду с совершенствованием конструкции серийных гусениц, большое внимание уделялось обеспечению проходимости танка Т-54 по фунтам со слабой несущей способностью за счет использования специальных снегоходных гусениц и различных уширителей, монтировавшихся на штатных гусеницах. В результате проведения ряда НИОКР на танке Т-54 в 1947 г. прошла испытания опытная снегоходная гусеница, а в 1961 г. на Т-54А - серийная гусеница со съемными упругими уширителями.

Надежность ведущих колес в основном определялась износоустойчивостью зубчатых венцов, изготавливавшихся из стали ЛГ-13. Износ венцов, помимо других факторов, во многом зависел от износоустойчивости шарниров и цевок гусеницы. Чем больше становилось увеличение шага цевок, обусловленное износом элементов шарнира, тем больше была неравномерность зацепления и, соответственно, выше износ рабочих поверхностей зубьев ведущих колес.

Наибольший износ зубьев ведущих колес отмечался при испытаниях танков в Белорусском военном округе, когда пришлось заменить четыре комплекта гусениц и три комплекта зубчатых венцов. При испытании в Закавказском военном округе на протяжении всех 10000 км пробега ведущие колеса работали надежно, что объяснялось незначительным износом шарниров гусениц. Однако все же имелся значительный износ зубьев венцов, который составлял 7-14 мм при эксплуатации танков в зимнее время после 5500 км пробега, а в летнее время - после 2200 км пробега. Кроме того, встречались отдельные случаи поломок зубьев вследствие пониженного значения ударной вязкости.

Оглавление