Оглавление

SuT5455053.jpg

Башня танка Т-54 обр. 1951 г.

Выполненный в феврале 1950 г. эскизный проект новой башни в марте того же года был представлен на рассмотрение в Министерство транспортного машиностроения и НТК ГБТУ ВС. В течение марта-апреля 1950 г. завод №183 провел тщательную проработку технического проекта башни с ее установкой на машину. В заключении от 20 июня 1950 г. НТК ГБТУ ВС одобрил его для выпуска рабочих чертежей, кроме командирской башенки и установки зенитного пулемета. По ним завод №183 продолжил доработку. 1 июля 1950 г. уточненные чертежи по корпусу башни были отправлены на завод № 200 для отливки опытного образца. Однако изготовление новой башни несколько задержалось из-за разногласий по поводу конструкции командирской башенки, которые разрешились только в ноябре 1950 г.

Кормовой заман башни был устранен за счет увеличения до 50 мм габаритов обметания кормы и уменьшения внутренних кормовых объемов. Для повышения снарядостойкости лобовой проекции башни изменили ее конфигурацию - стенкам придали больший наклон с плавным переходом в крышу без выпирающих «скул». В связи с изменением форм кормовой части башни произвели перекомпоновку размещавшегося в ней оборудования, а для улучшения условий работы наводчика и командира люк последнего сместили назад, к корме. Для обеспечения поворота башни без перекрытия люка механика-водителя ее кормовой частью люк был сдвинут на 45 мм вперед и на 10 мм влево.

В связи с выполненными мероприятиями масса башни несколько возросла (примерно на 120 кг).

Как показали исследования по тактической противоснарядной стойкости броневой защиты танка Т-54, проведенные в ЦБЛ-1 в 1950 г., лобовые участки беззаманной башни пробивались 100-мм бронебойным тупоголовым снарядом при меньших дистанциях, чем у башни с заманом. При обстреле башен 100-мм остроголовым бронебойным снарядом тактические диаграммы отдельных башен почти не отличались.

В начале 1951 г. первый Т-54 с новой башней вышел из ворот завода на испытания. Серийное производство танка Т-54 обр. 1951 г. (так называемой третьей модификации) было организовано на заводах №183, 75 и 174 с ноября 1951 г.

Необходимо отметить, что только в начале 1950-х гг. Т-54 стал действительно достаточно надежной машиной, способной заменить все предыдущие средние танки - Т-34-85 и Т-44. Это стало возможным не только благодаря усилиям работников КБ заводов, но и в результате огромного вклада заводских технологов, специалистов отраслевого института 8ГСПИ и филиала Ленинградского института «Оргтрансмаш». С их помощью были разработаны технологические процессы производства, произведена наладка станков и другого оборудования, изготовлены специальные станки и спланированы поточные линии для производственных цехов заводов-изготовителей. В процессе внедрения проектной технологии было решено множество труднейших научно-технических задач в области совершенствования процессов производства как самого танка, так и его сборочных узлов. Качество выпускаемых машин резко возросло. Так, например, поток рекламаций (число которых в 1948 г. превышало 15% от количества выпущенных танков), поступавший из войск на Т-54 производства завода №183, вышедших из строя по техническим причинам в процессе эксплуатации, в 1951 г. сократился до 1,5%.

В 1952 г. в Министерстве транспортного машиностроения подготовили программу по повышению ресурса танка Т-54 до среднего ремонта до 5000 км пробега против существовавших 1000 км. В связи с этим в КБ заводов была проделана огромная работа. Только на головном заводе №183 в течение 1954 г. внедрили 137 мероприятий, направленных на увеличение межремонтных сроков и периодичности технического обслуживания машины с сокращением времени на его проведение в 2-3 раза.

В ходе серийного производства танка Т-54 в 1947-1955 гг. в КБ заводов продолжали заниматься улучшением боевых и технических характеристик танка в направлении повышения его огневой мощи, защищенности и подвижности. Результаты этих работ были воплощены не только в опытных машинах, созданных на базе танка Т-54, но и в серийных образцах его последующих модификаций - танках Т-54А и Т-54Б.

Все мероприятия по модернизации танка проводились в конструкторских бюро заводов:
-  №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора А.А. Морозова до отъезда его в Харьков в конце 1951 г. (А.А. Морозов по его личной просьбе был переведен главным конструктором на завод №75). До марта 1953 обязанности главного конструктора завода исполнял А.В. Колесников. В марте 1953 г. на должность главного конструктора был назначен Л.Н. Карцев;
-  №75 в Харькове в 1948-1949 гг. под руководством М.Н. Щукина, в 1950-1951 гг. под руководством Н.Д. Вернера и с конца 1951 г. под руководством А.А. Морозова;
-  №174 в Омске в 1948-1955 гг. под руководством И.С. Бушнева, с 1955 г. под руководством А.Е. Сулина.

SuT5455054.jpg

Танк Т-54 обр.1951 г. на заводских испытаниях.

Оглавление