Оглавление

SuT5455006.jpg

Танк Т-44М на одном из заводов Министерства обороны. 1977 г.

При выпуске танка Т-44 в его конструкцию также были внесены существенные улучшения, повысившие боевые и эксплуатационные свойства машины. В первую очередь они коснулись электропривода поворота башни, очистки боевого отделения от пороховых газов, системы подогрева двигателя и его топливной системы, замены стартера СТ-700 на СТ-16. Дальнейшая модернизация машины на ремонтных заводах Министерства обороны велась в направлении совершенствования силовой установки, трансмиссии и ходовой части путем установки соответствующих узлов и агрегатов танка Т-54, а также введения прибора ночного видения механика-водителя и более совершенных средств связи. Модернизированный танк получил наименование Т-44М, а его командирский вариант - Т-44МК. Масса машины возросла до 32,5 т, а максимальная скорость по шоссе - до 57 км/ч (во втором послевоенном периоде часть танков Т-44М при проведении капитального ремонта переоборудовалась в танковые тягачи БТС-4. - Прим. авт.).

Танк Т-54, поставленный на серийное производство на трех заводах: №183 в Нижнем Тагиле (с 1947 г.), №75 в Харькове и №174 в Омске (с 1948 г.), четыре раза подвергался модернизации, причем дважды с изменением марки машины - Т-54А (1955 г.) и Т-54Б (1957 г.). С 1958 г. на оснащение танковых войск Советской Армии стал поступать танк Т-55, созданный в результате дальнейшей модернизации Т-54. Выпуск Т-55 также осуществлялся тремя вышеперечисленными заводами. В 1962 г. на серийное производство поступили танки Т-62 и Т-55А. Танк Т-62 производился только заводом №183 в Нижнем Тагиле, Т-55А - на заводах №75 в Харькове и №174 в Омске.

Перспективой развития средних танков в первый послевоенный период являлось повышение огневой мощи, броневой защиты и подвижности , а также сохранение приоритета отечественного танкостроения в этом направлении за счет поиска новых компоновочных схем боевых машин. Для экспериментальной проверки многочисленных новых технических решений разрабатывались опытные образцы и ходовые макеты танков: объекты 139, 140, 141, 142, 150, 165, 166П, 166Ж, 166М, 167, 167Ж, 167Т (завод №183), 416, 440, 441, 442, 430, 430М, 432, 435, 434, 436 (завод №75), 607, 611, 612, 614 (А,Б), 615, 625 (завод №174), 003 (ВНИИ-100 и завод №174) и ряд других. Знаменательной вехой, завершающей этот период, стало создание и принятие на вооружение среднего танка Т-64 («Объект 432»), ставшего прообразом основного боевого танка СССР Т-64А («Объект 434») и послужившего основой для появления целого ряда отечественных основных танков второго послевоенного периода - Т-72 («Объект 172М»), Т-80 («Объект 219») и их последующих модификаций.

Ряд НИОКР в указанных выше направлениях был выполнен и на танках периода Великой Отечественной войны - Т-34-85 и Т-44. Так, с 10 апреля по 31 мая 1946 г. на НИБТ полигоне ГБТУ ВС прошли испытания четырех опытных танков Т-34-85, изготовленных в 1945 г. и оснащенных силовыми стабилизаторами СТП-С-53 «Таран» конструкции завода №707 Министерства судостроительной промышленности  (Стабилизатор СТП-С-53 «Таран» был разработан и изготовлен СКБ Министерства судостроительной промышленности, находившемся на территории завода №706 в Москве (ныне ОАО «Концерн «Моринформсистема «Агат» - поправка, позднее сделанная авторами, прим. ВВС). По заключению комиссии, проводившей испытания, данные стабилизаторы испытания выдержали и могли быть рекомендованы к принятию на вооружение Т-34-85. Установка стабилизатора СТП-С-53 значительно повысила эффективность стрельбы сходу (меткость стрельбы схода из стабилизированной 85-мм пушки ЗИС-С-53 возросла в 2,5-3 раза по сравнению с нестабилизированной пушкой серийного танка Т-34-85). Кроме того, стрельба сходу при наличии стабилизатора могла вестись при скорости движения танка до 25 км/ч.

В совместном докладе командующий БТ и MB ВС (маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко) и начальник ГАУ ВС (маршал артиллерии Н.Д. Яковлев) представили заместителю председателя Совета Министров СССР Л.П. Берия проект постановления Совета Министров СССР об изготовлении установочной партии стабилизаторов СТП-С-53 в количестве 30 шт. и опытных образцов стабилизатора для 100-мм танковой пушки, предназначавшейся для установки в танк Т-34, в количестве 3 шт. Кроме того, предлагалось ходатайствовать перед правительством о создании СКВ и производственной базы для проектирования и изготовления стабилизаторов танкового вооружения.

В соответствии с этим Совет Министров СССР своим постановлением №2287-957 от 17 октября 1946 г. поручил Министерству судостроительной промышленности совместно с Министерством Вооруженных Сил и Госпланом СССР рассмотреть вопрос о проектировании и изготовлении опытных образцов стабилизаторов к 100-мм танковой пушке. Для организации СКВ и производственной базы по проектированию и изготовлению опытных образцов стабилизаторов было признано целесообразным передать Министерству судостроительной промышленности завод Ленгазаппаратура №2 (Ленинград), принадлежавший Министерству машиностроения и приборостроения. Однако с 1947 г. работы по стабилизации танкового вооружения завод №707 продолжил применительно к танку Т-54.

SuT5455007.jpg SuT5455008.jpg

Установка уравновешивающих грузов на маске (слева) и стволе пушки ЗИС-С-53 со стабилизатором СТП-С-53 «Таран» опытного танка Т-34-85.

SuT5455009.jpg SuT5455010.jpg
Пульт управления (слева) и гидропривод стабилизатора СТП-С-53 «Таран» опытного танка Т-34-85.

Оглавление