Оглавление

Содержание

SuT5455001.jpg

1.2. Средние танки

В первые послевоенные годы основу танкового парка СССР составляли средние танки Т-34 (Т-34-76, Т-34-85) и Т-44, созданные в период Великой Отечественной войны. К концу 1940-х -началу 1950-х гг. танки Т-34 и Т-44 стали заменяться средним Т-54, принятым на вооружение в 1946 г. Тем не менее для восполнения некомплекта танков в бронетанковых и механизированных войсках в течение 1945-1946 гг. на заводах №112 «Красное Сормово» в Горьком, №174 в Омске и №183 в Нижнем Тагиле продолжался выпуск танка Т-34-85, а на заводе №75 в Харькове в 1945-1947 гг. - Т-44. Всего за рассматриваемый период (с 1 сентября 1945 г.) было выпущено 5742 танков Т-34-85 (из них 117 машин с радиостанцией РСБ (завод №112) и 38 огнеметных (завод №174) и 1253 танка Т-44. Эти машины состояли на вооружении Советской Армии вплоть до конца 1960-х гг. и в процессе эксплуатации неоднократно подвергались модернизации.

SuT5455002.jpg SuT5455003.jpg

Танк Т-34 обр. 1942 г. Район г. Ново-Борисов, август 1954 г.
Боевая масса - 30,9 т; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 76,2 мм, 2 пулемета - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 368 кВт (500 л.с.); максимальная скорость - 55 км/ч.

Танк Т-34-85 обр. 1944 г. ГСВГ, октябрь 1954 г.
Боевая масса - 30 т; экипаж - 5 чел; оружие: пушка - 85 мм, 2 пулемета - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 368 кВт (500 л.с.); максимальная скорость - 55 км/ч.

 

SuT5455004.jpg

Танк Т-44.
Боевая масса - 31,8 т; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 85 мм, 2 пулемета - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 382 кВт (520 л.с.); максимальная скорость - 51 км/ч.

В ходе серийного производства в послевоенные годы и при проведении последующих мероприятий по модернизации в конструкцию танка Т-34-85 (без изменения марки машины) было внедрено значительное количество конструктивных и технологических улучшений (электропривод механизма поворота башни с командирским целеуказанием, прибор ночного видения механика-водителя, форсуночный подогреватель и воздухоочистители ВТИ-3, усовершенствованный привод управления главным и бортовыми фрикционами, и др.).

Танки Т-34-76 не подвергались дальнейшей модернизации, так как к тому времени по своему вооружению считались уже морально устаревшими и не могли применяться как полноценные боевые машины. Поэтому командование БТ и MB ВС приняло решение использовать их в качестве учебных машин в частях и военных училищах. По состоянию на 1 октября 1947 г., в БТ и MB ВС имелось 2315 танков Т-34-76, в том числе: 1459 - исправных, 176 - требовавших среднего ремонта, 638 - капитального ремонта и 42 - подлежащих списанию. При проведении капитального ремонта на заводах Министерства обороны62 часть танков Т-34-76 (а впоследствии и Т-34-85) была переоборудована в танковые тягачи Т-34-Т и краны СПК-5 и КТ-15.


62 Министерство обороны СССР было образовано 15 марта 1953 г. на базе Военного министерства СССР и Военно-морского министерства СССР. До этого его функции выполняли: Народный комиссариат обороны и Народный комиссариат ВМФ (до 25 февраля 1946 г.), Народный комиссариат Вооруженных Сил (до марта 1946 г.), Министерство Вооруженных Сил (до 25 февраля 1950 г.).

Содержание

Оглавление