Оглавление

Содержание

Радиостанция Р-112 работала на общую с радиостанцией Р-113 (Р-123) штыревую антенну высотой от 1 до 4 м и 10-метровую полутелескопическую антенну. Антенное устройство Р-112 по сравнению с антеннами танковых радиостанций предыдущего поколения было более надежно в эксплуатации. В нем для закрепления антенны был применен конусный изолятор-амортизатор из резины вместо хрупкого керамического изолятора с металлическим пружинным амортизатором. 10-метровая антенна устанавливалась на башне танка и закреплялась с помощью четырех оттяжек к кольям, забитым в грунт.

В комплект радиостанции, помимо приемопередатчика, блоков питания передатчика с приемником и 10-метровой антенны, входили блок настройки антенны с приводом дистанционного управления, телеграфный ключ и ящик с ЗИП.

Одним из важных преимуществ радиостанции Р-112 являлась простота управления. Для настройки или перестройки с одной частоты на другую требовалось выполнить всего три простые операции.

Для настройки на заданную частоту без выхода в эфир в конструкции радиостанции предусматривалось специальное устройство, позволявшее производить подготовку к работе и настройку радиостанции в непосредственной близости от противника. В качестве источника электромагнитных колебаний, используемого для настройки антенного вариометра на установленную на приемопередатчике частоту без включения радиостанции на передачу, применялось зуммерное устройство. Момент настройки антенного контура на заданную частоту определялся по появлению в телефонах характерного звука зуммера.

В целях облегчения эксплуатации и ремонта радиостанции Р-112 в ней имелся стрелочный индикаторный прибор, который обеспечивал контроль питающих напряжений радиостанции, проверку основных каскадов радиостанции и исправности радиоламп без выемки приемопередатчика из кожуха.

Установка на командирских танках коротковолновой радиостанции Р-112 и ультракоротковолновой Р-113 (Р-123) позволила разгрузить радиосети танковых частей и создать отдельные радиосети для подразделений. Это значительно повысило надежность и оперативность радиосвязи и облегчило командиру управление подчиненными подразделениями.

В 1958 г. во ВНИИИС Министерства обороны СССР (до июля 1958 г. - ЦНИИИС СА) совместно с Воронежским НИИ связи приступили к разработке однополосной коротковолновой радиостанции Р-130 «Выстрел-М» нового поколения (главный конструктор - Л.Т. Болотин). В ней впервые применили однополюсную модуляцию, которая давала выигрыш в дальности связи при той же мощности передатчика и большую помехозащищенность. В 1964 г. радиостанцию Р-130 приняли на вооружение, но устанавливали уже в командирских танках второго послевоенного периода. Серийное производство этой радиостанции было развернуто на Запорожском заводе «Радиоприбор».

Таким образом, в первом послевоенном периоде были созданы и приняты на вооружение два поколения танковых радиостанций и ТПУ. Успехи радиоэлектроники определили тенденции совершенствования танковых средств связи в первом послевоенном периоде:
- увеличение дальности действия радиостанций и повышения стабильности связи за счет увеличения мощности приемника, а также применения в схемах радиостанций кварцевой стабилизации частоты;
- увеличение количества каналов связи за счет расширения KB и УКВ диапазона радиостанций;
- переход с телеграфного на телефонный вид связи;
- повышение мощности танковых радиостанций, расширение их возможностей при сохранении размеров и массы;
- переход на более помехоустойчивые виды модуляции.

На всех этапах развития средств связи уделялось внимание надежности их работы при движении танков под водой, в условиях возможного применения ядерного оружия и огнесмесей, а также при изменяющейся электромагнитной обстановке внутри танка. В результате были разработаны предложения, нашедшие свое отражение в улучшении конструкции машин и средств радиосвязи, устанавливаемых на них. Кроме того, успех современного боя во многом зависел от надежности радиосвязи в условиях помех, создаваемых противником. Практическим решением этого вопроса стало введение жестких организационных мер соблюдения правил скрытности передачи, работа в диапазоне, совпадавшем с диапазоном рабочих частот противника, а также увеличение числа подготовленных частот и скорости перестройки на них.

Танковые навигационные системы

В первые послевоенные годы резко возросла роль и значение управления подразделениями и частями в целях обеспечения своевременного и точного выхода их в назначенные районы. Обычные способы ориентирования на местности в сложных условиях (ночь, туман, лесная и степная местность, слабо развитая дорожная сеть и т.п.) путем сравнения местных предметов и ориентиров с их изображениями на карте вызывали затруднения и не всегда обеспечивали своевременное выполнение боевых задач.

В таких условиях, как показали проведенные исследования, ориентирование на местности лучше всего осуществлялось при использовании наземных средств навигации, которыми требовалось оснащать подразделения танковых и мотострелковых войск.

В 1950 г. по заданию НТК ГБТУ в НИИ-5 Академии артиллерийских наук (ААН) был разработан и установлен в танке Т-34-85 опытный комплект навигационной аппаратуры (курсопрокладчик), что стало первой попыткой использования навигационных средств в танковых войсках. Эта аппаратура предназначалась для определения курса (дирекционного угла56) движения танка, автоматического вычерчивания в координатной системе на карте или бумаге пройденного танком пути, непрерывного автоматического определения прямоугольных координат положения танка на местности.

В состав ТНА, размещавшейся в Т-34-85, входили гироскоп типа «Янтарь-2М», преобразователь тока для гироскопа, датчик пути, курсопрокладчик (счетно-решающий прибор), курсоуказатель механика-водителя, оптический визир (смотровой прибор МК-4 заряжающего), буссоль ПАБ с треногой и ящик с ЗИП. Весь комплект аппаратуры имел массу 116 кг и занимал в танке объем 128,8 дм3 (площадь — 60,5 дм2).

SuRuPzWg1125.jpg

Комплект первой опытной ТНА конструкции НИИ-5 (1950 г.).


56 Дирекционный угол — угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки топографической карты и направлением продольной оси машины, измеренный походу часовой стрелки. В танке для измерения дирекционных углов используется азимутальный указатель.

Содержание

Оглавление