Оглавление

Таблица 55. Основные технические характеристики танковых стартеров

СТ-16

СТ-16М

СТ-700

СТ-713

СГ-10**

Тип

Постоянного тока с последовательным возбуждением

Постоянного тока со смешанным возбуждением

Привод

Автоматически расцепляющийся механизм

Фрикционная муфта свободного хода

Шестеренчатый редуктор с храповиковой муфтой

Мощность, кВт (л.с.)

11 (15)

11 (15)

11 (15)

11 (15)

15 (20)

Напряжение, В

24

24

24

24

48

Частота вращения вала якоря, мин-1

1100

1100

1100

1100

Рабочий ток, А

700—800

700—800

800—1000

700—800

2000

Направление вращения*

Левое

Правое

Левое

Отношения числа зубьев шестерни к числу зубьев венца маховика

1:9,5

1:13,8

1:15,2

1:12,4

1:8,58

Крутящий момент, нм (кгм)

187,2 (19)

187,2 (19)

187,2 (19)

187,2 (19)

196 (20)

Масса стартера, кг

45

44

48

48

70

Реле стартера

РСТ-16

РСТ-15А

РС-400

РС-400

РСГ-10М

* Со стороны привода.
** В стартерном режиме.

По распоряжению Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике от 9 апреля 1960 г. в КБ омского завода №174 был создан опытный образец системы электропитания на переменном токе для перспективного танка. В состав системы вошли генератор переменного тока Г-60 с гидрообъемным приводом постоянной скорости, регулятор напряжения РН-63, корректор напряжения КН-63, выпрямительный блокТВ-63, блок защиты генератора и блок контактов. Номинальная мощность системы составляла 16 кВт, напряжение питания — 208 В, частота питающего тока - 400 Гц. В том же году опытную систему электропитания смонтировали в танке Т-54 («Объект 605») и провели заводские испытания. Предполагалось, что в дальнейшем при обеспечении регулирования частоты с необходимой точностью и разработке системы электрооборудования с потребителями переменного тока она получит широкое распространение в боевых машинах различного назначения. Кроме того, применение гидрообъемной передачи для привода генератора позволяло перейти на систему гидростартера с гидропневматическими аккумуляторами и тем самым значительно сократить количество АКБ. Однако дальнейшие работы в этом направлении прекратились из-за трудностей, связанных с вопросами регулирования напряжения и частоты генератора переменного тока.

Значительной модернизации в послевоенный период подверглись щитки контрольно-измерительных приборов, устанавливавшихся у механика-водителя. Начиная с танка Т-55, вместо щитка механика-водителя и щитка приборов стал монтироваться распределительный щиток механика-водителя.

SuRuPzWg1097.jpg SuRuPzWg1098.jpg SuRuPzWg1099.jpg SuRuPzWg1100.jpg
Центральные щитки приборов механика-водителя танков ИС-4 (слева) и Т-10. Центральный щиток приборов механика-водителя танка ПТ-76 (слева) и щиток приборов механика-водителя танка Т-54 обр. 1948 г.
SuRuPzWg1101.jpg SuRuPzWg1102.jpg SuRuPzWg1103.jpg SuRuPzWg1104.jpg
Щиток приборов механика-водителя танка Т-54 позднего выпуска (слева) и распределительный щиток механика-водителя танка Т-55. Распределительные щитки механика-водителя танков Т-62 (слева) и «Объект432».

Большие изменения претерпели приборы наружного освещения и сигнализации. Вместо автомобильной фары начали использовать танковую фару ФГ-12Б с одной двухнитьевой лампой, которую вскоре сменила фара ФГ-26 (разборная, с посеребренным рефлектором), а затем полуразборная фара ФГ-10 (ФГ-102). На фарах устанавливались светомаскировочные устройства (СМУ). На танке Т-62 применили герметичные фары ФГ-127 и ФГ-125 более совершенной конструкции, габаритные фонари ГСТ-64, фонари внутреннего освещения ПМВ-61 и КМТ-64, новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-1 герметичного исполнения, рассчитанное на подключение большего числа цепей. Начиная с опытного танка «Объект 430», в системе электрооборудования нашли широкое применение штепсельные разъемы, обеспечивавшие повышение технологичности сборки и ремонта электрооборудования, а также вместо выключателей и плавких предохранителей стали широко применяться автоматы защиты сети АЗС, а затем АЗР.

SuRuPzWg1107.jpg SuRuPzWg1108.jpg
Вращающиеся контактные устройства ВКУ-27 (слева) и ВКУ-330-1.
SuRuPzWg1105.jpg SuRuPzWg1106.jpg SuRuPzWg1109.jpg SuRuPzWg1110.jpg SuRuPzWg1111.jpg
Слева направо: автомобильная фара танка Т-54 обр. 1948 г.; Танковая фара ФГ-10; Танковая фара ФГ-102 со СМУ; Танковая фара ФГ-127 со СМУ. Габаритные фонари ГСТ-49 (слева) и ГСТ-64.

Оглавление