Оглавление

Необходимо отметить, что при разработке послевоенных танков американскими специалистами большое внимание уделялось унификации узлов и деталей ходовой части, а также вопросам удобства проведения ремонтных работ. Так, например, опорные катки имели два основных типоразмера — для легких и средних машин. В случае увеличения массы машины добавлялось соответствующее число опорных катков. Использование разъемных опорных катков обеспечивало в случае повреждения какой-либо детали катка (бандажа, обода, диска) возможность быстрой ее замены без демонтажа или замены всего узла в целом. А в процессе эксплуатации английских танков «Центурион» и «Чифтен» предусматривалась разборка опорных катков и перемена местами наружных и внутренних дисков с целью обеспечения равномерного износа резиновых массивов и продления срока их службы.

Достижение высокой проходимости некоторых зарубежных танков обеспечивалось небольшим средним давлением на грунт и хорошим сцеплением гусениц с грунтом за счет использования широких гусениц с развитыми грунтозацепами. Учитывая опыт Второй мировой войны, на западногерманском танке «Леопард-1» и французском АМХ-30 среднее давление на грунт было существенно снижено по сравнению с другими зарубежными машинами. Так, например, величина среднего давления на грунт у танка АМХ-30 составляла 75,5 кПа (0,77 кгс/см2).

Широкое распространение на всех послевоенных американских машинах и западногерманском танке «Леопард-1» получили гусеницы с РМШ (сайлетблочные) параллельного типа и со средней связью. Характерной особенностью гусеницы танка «Леопард-1»являлось применение принципиально нового способа крепления соединительных скоб на пальцах трака. Концы пальцев и отверстия в скобах были выполнены восьмигранными, скоба имела сквозную прорезь, соединявшую отверстия; зазоры в восьмигранном соединении выбирались за счет упругой деформации скобы при сжатии прорези стяжным болтом (момент затяжки — 314 Нм, или 32 кгс×м).

Гусеницы с РМШ в зависимости от назначения выполнялись с каркасными обрезиненными траками, имевшими резиновую или стальную подошву, и металлическими траками. Для боевых действий ставились гусеницы с металлическими грунтозацепами. Для передвижения по усовершенствованным дорогам применялись каркасные гусеницы с резиновыми подошвами или гусеницы с металлическими траками, оборудованными резиновыми подушками. Ресурс таких гусениц составлял 3500-6500 км и ограничивался износом подошвенной части трака. С целью увеличения долговечности был разработан трак со съемными башмаками, применение которых позволило увеличить ресурс гусеницы до 6500-8000 км (за счет замены башмаков по мере их износа).

На американском легком танке М41 и среднем японском тип 61 применялись гусеницы с РМШ последовательного типа (траки между собой соединялись с помощью восьмигранного пальца). К тракам крепились съемные резиновые подушки.

Наряду с гусеницами с РМШ на некоторых американских легких танках и САУ применялись ленточные гусеницы. Эти гусеницы были установлены на опытном танке Т95, шестиствольной САУ М50 «Онтос» и САУ М56 «Скорпион». Ленточная гусеница САУ М50 собиралась из пяти секций. Каждая секция состояла из двух армированных резиновых лент прямоугольного сечения, на которые монтировались детали отдельных звеньев, связывавших эти ленты в секцию гусеницы. Конструкция гусеницы являлась достаточно сложной, состоявшей из большого количества деталей (в число деталей комплекта входило около 2400 болтов). На английских танках «Центурион», «Конкэрор» и французском АМХ-13 использовались мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ, а на танках «Чифтен», Pz61, АМХ-30 и Strv-103А - мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ и съемными резиновыми подушками. Срок службы гусениц с ОМШ не превышал 1500-2000 км.

SuRuPzWg1081.jpg SuRuPzWg1082.jpg SuRuPzWg1083.jpg

РМШ гусеницы танков M46 и М60.

РМШ гусеницы танка «Леопард-1».
SuRuPzWg1084.jpg SuRuPzWg1085.jpg
Трак с РМШ гусеницы со съемным резиновой подушкой танка М41 (США). Звено гусеницы с ОМШ танка «Чифтен».

Таблица 53.  Основные характеристики элементов ходовой части зарубежных танков

Характеристики

США

ФРГ

Великобритания

Франция

Швеция

М60А1

М551

«Леопард-1»

«Чифтен»

АМХ-30

АМХ-13

Strv-103В

Масса танка, т

49,7

15.83

40

54,8

36,0

15,0

39,0

Масса ходовой части, т

10,8

4,27

9,2

13,0

**

2,89

**

Среднее давление на грунт. кПа (кгс/см2)

78.5 (0,8)

48 (0,49)

85,3 (0,87)

88,3 (0,9)

74.5 (0.76)

71,6(0,73)

88,2 (0,97)

Ширина колеи, мм

2920

2345

2700

2720

2530

2160

2480

Длина опорной поверхности, мм

4374

3812

4410

4957

4160

3119

**

Подвеска

Тип

Механическая, индивидуальная, торсионная

Механическая. пружинно-балансирная

Механическая, индивидуальная, торсионная

Индивидуальная, пневматическая, управляемая

Ход первого опорного катка, мм:

динамический

206

180

280

159

186

130

324*

статический

114

**

128

83

92

100

219*

Амортизатор, тип

Гидравлический, телескопический

Гидравлический

Модуль жесткости первой подвески, Н/см (кгс/см)

3240 (330)

**

2260 (230)

3240 (330)

**

1020 (104)

**

Опорный каток

Тип

Двускатный, с резиновыми шинами и съемными дисками

Односкатный, с резиновой шиной, разборной конструкции

Двускатный, с резиновыми шинами, со съемными дисками

Материал дисков катка

Алюминиевый сплав

Сталь

Алюминиевый сплав

**

Сталь

Наружный диаметр катка, мм

660

711

660

787

636

636

650

Масса, кг

125

**

115

200

**

**

**

Средняя статистическая нагрузка Н (кгс)

40710(4140)

15700(1600)

29800(3040)

44830 (4560)

35300(3600)

14700(1500)

47900 (4870)

Ресурс, км

6400

**

6000—8000

**

**

**

**

Ведущее колесо

Тип

Двухрядное, со съемными венцами

Однорядное

Двухрядное, со съемными венцами

Число зубьев

11

11

12

12

13

17

14

 

Направляющее колесо

Тип

Двускатное, с резиновыми шинами, со съемными дисками

Двухрядное, с металлическими ободами

Двускатное, с резиновыми шинами, со съемными дисками

Двухрядное, с металлическими ободами

Двускатное, с резиновыми шинами, со съемными дисками

Однорядное, с металлическим ободом

Двухрядное, с металлическим ободом

Диаметр, мм

660

**

660

**

600

**

400

Механизм натяжения гусениц

Тип

Механический, кривошипно-винтовой с компенсирующим устройством

Гидравлический, кривошипный

Механический, кривошипно-винтовой

Механический, кривошипно-червячный

Механический, эксцентриковый

Механический, кривошипно-червячный

Гидравлический

Поддерживающий каток

Тип

Двускатный, с резиновыми шинами, стальной

-

Односкатный

Двускатный, с резиновыми шинами

Односкатный, со стальным ободом

Односкатный, с резиновой шиной

Односкатный

Диаметр, мм

340

-

220

275

250

195

Гусеница

Тип трака

Стальной, штампованный, полностью обрезиненный

С металлической беговой дорожкой и асфальтоходными подушками

Стальной, литой, полностью обрезиненный

Стальной, литой со съемными асфальтоходными подушками

Стальной, литой

Стальной, штампованный, с несъемными асфальтоходными подушками

Шарнир

РМШ

ОМШ

Зацепление

Цевочное

Ширина, мм

710

445

550

610

570

350

670

Шаг, мм

176

**

160

157

160

122

**

Число траков в гусенице, шт.

80

51

84

97

83

86

88

Масса, кг

2670

**

1970

2350

1500

565

**

Ресурс, км

6000 (с заменой 4 комплектов подушек)

4000—6400

6000 (с заменой 4 комплектов подушек)

2000

2000—3000

**

2000

* Остальных: 2-, 3-го - 182/198, 4-го - 292/196 мм.
** У авторов нет данных.

Оглавление