Оглавление

SuRuPzWg1058.jpg SuRuPzWg1059.jpg SuRuPzWg1062.jpg
Механизм натяжения гусеницы с направляющим колесом танка ИС-4 (Т-10). Механизм натяжения гусеницы с направляющим колесом танка Т-54. Гидравлический механизм натяжения с направляющим колесом танка «Объект 911Б».
SuRuPzWg1060.jpg SuRuPzWg1061.jpg SuRuPzWg1063.jpg
Механизм натяжения гусеницы с направляющим колесом танка «Объект 432». Компенсирующее устройство натяжения гусеницы танка «Объект 906». Гидравлический механизм натяжения с направляющим колесом танка «Объект 775».

Направляющие колеса послевоенных танков имели стальные ободы и были недостаточно надежны. Для повышения надежности направляющих колес на опытном танке «Объект 434» стали монтировать направляющие колеса с внутренней амортизацией, взаимозаменяемые с опорными катками. Направляющие колеса, взаимозаменяемые с опорными катками, устанавливались и на тяжелых танках ИС-4 и Т-10.

В первый послевоенный период получили широкое распространение кривошипно-винтовые (на тяжелых танках) и кривошипно-червячные (на средних танках) механизмы натяжения гусениц. При регулировке натяжения гусениц они требовали обязательной остановки танка и выхода экипажа из машины, что было крайне нежелательным при совершении форсированных маршей и действиях на зараженной местности.

Для сохранения постоянства натяжения гусениц во время движения танка по неровностям для опытного легкого танка «Объект 906» было разработано компенсирующее устройство, обеспечивавшее автоматическое выбирание слабины гусеницы. Кроме уменьшения рывков и динамических перегрузок гусениц, компенсирующее устройство уменьшало вероятность спадания гусениц при движении машины. В этих целях качающиеся направляющие колеса соединялись рычагами с передними опорными катками и перемещались одновременно с ними при колебаниях корпуса машины. Однако из-за значительной перегрузки шин и подшипников передних опорных катков вследствие натяжения гусениц, передаваемого на опорные катки через компенсирующее устройство, указанная конструкция распространения в отечественных танках не получила. Дальнейшие работы по совершенствованию механизмов натяжения были направлены на создание такого механизма, который позволял бы механику-водителю, не выходя из машины, изменять натяжение гусениц в соответствии с условиями движения.

Таблица 52.  Основные характеристики гусеничных движителей танков

Характеристики

Марка танка (объекта)

ПТ-76Б

«Объект 906»

Т-55

Т-62

«Объект 167»

«Объект 432»

Т-10М

Боевая масса танка, т

14,4

15

36

36,8

36,6

34

51,5

Максимальная скорость, км/ч:

- на суше;

44

75

50

50

62

65

50

- на плаву

10

10

_

Масса ходовой части, кг

2548

3053

7225

7398

7690

5128

10116

Отношение массы ходовой части к боевой массе танка, %

17,7

20,3

20

20,1

21

15,1

19,6

Среднее давление на грунт, кПа (кгс/см2)

49 (0,5)

43,2 (0,44)

79,5 (0,81)

73,6 (0,75)

71,6 (0,73)

77,5 (0,79)

76 (0,775)

Длина опорной поверхности, мм

3950

4438

3840

4230

4174

4006

4550

Ширина гусеницы, мм

360

350

580

580

580

540

720

Масса одной гусеницы, кг

497,5

690

1328

1447

1447

1377,5

2147,8

Ресурс гусеницы (по ТТТ), км

1500

3000

3000

3000

3000

3000

2000

Число траков в гусенице, шт.

96

112

90

96

90

78

88

Шаг гусеницы, мм

128

128

137

137

137

164

160

Способ изготовления траков

Штамповка

Литье

Штамповка

Материал траков

Сталь ТВМ

Сталь ТВМ

Сталь Г13ФЛ

Сталь Г13ФЛ

Сталь 35ХГС

Сталь 38ХС

Сталь ТВМ

Толщина плицы трака, мм

26

41

46

46

52

54

52

Высота грунтозацепов, мм

12

11

18

18

18

16

19

Шарнир трака, тип

ОМШ

РМШ

ОМШ

ОМШ

ОМШ

РМШ

ОМШ

Расположение, тип зацепления ведущего колеса

Заднее, цевочное

Число зубьев ведущего колеса при зацеплении с гусеницей

13

13

13

13

14

12

14

Число опорных катков

12

14

10

10

12

12

14

Диаметр опорного катка, мм

670

670

810

810

750

550

550

Материал дисков опорного катка

Сталь 33ХС

Алюминиевый сплав АМГ-6

Сталь 30Х06А

Сталь 30Х06А

Алюминиевый сплав АК-6

Сталь 37ХС

Сталь 27 СГТ

Амортизация, тип

Наружная

Внутренняя

Число поддерживающих катков

8

6

8

6

Диаметр поддерживающего катка, мм

176

250

225

310

Механизм натяжения, тип

Червячный

Винтовой

Червячный

Винтовой

Диаметр направляющего колеса, мм

440

440

510 | 510

510

560

550

Тип движителя: на суше;

Гусеничный

    на воде

Водометный

Механизмы такого типа создали в конструкторском бюро ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова и испытали в начале 1960-х гг. на опытных легких танках «Объект 906Б» и «Объект 911 Б». Это были гидравлические механизмы натяжения с кнопочным управлением с места механика-водителя и с указателем степени натяжения гусениц. Они располагались внутри корпуса и позволяли регулировать натяжение одной или одновременно двух гусениц как на стоянке, так и при движении танка. Время натяжения гусениц не превышало 4 с. Кроме того, эти механизмы позволяли регулировать положение обвода гусеничного движителя при изменении клиренса.

Несколько иная конструкция натяжного и компенсирующего механизма гусеницы при изменении клиренса была разработана в 1963 г. в конструкторском бюро ЧТЗ для опытного танка «Объект 775». Этот механизм монтировался снаружи корпуса машины и представлял собой единый узел, состоявший из двух гидроцилиндров, расположенных один в другом. Внутренний цилиндр служил для предварительного натяжения гусеницы, наружный обеспечивал поддержание постоянства натяжения гусеницы при опускании машины на упоры.

Достоинства гидравлических механизмов натяжения были использованы в дальнейшем при решении вопросов по устранению сброса гусеницы во время поворота машины, повышению средних скоростей движения и проходимости боевых гусеничных машин.

Оглавление