Оглавление

SuRuPzWg1033.jpg SuRuPzWg1034.jpg SuRuPzWg1035.jpg
РМШ гусеницы танка «Объект 906». Первый вариант РМШ гусеницы танка «Объект 430» (проект). РМШ гусеницы танка «Объект 432».
SuRuPzWg1036.jpg SuRuPzWg1037.jpg
РМШ гусеницы танка «Объект 167» (проект). Опытная ленточная гусеница танка ПТ-76.

Дальнейшие работы по совершенствованию гусениц с РМШ для танков велись в конструкторском бюро Омского завода транспортного машиностроения (завод №174). Они завершились в 1962 г. созданием серийной гусеницы с РМШ для танков Т-54, Т-55 и Т-62. Ресурс гусениц составлял 5000-6000 км. Они серийно выпускались с 1966 г.

В конструкциях траков гусениц с РМШ применялась последовательная схема работы резиновых колец шарнира. При такой схеме во все проушины траков запрессовывались втулки с наружными навулканизированными резиновыми кольцами и внутренним шестигранным отверстием. Вовнутрь втулок вставлялся шестигранный палец. При повороте одного трака резиновые кольца в его проушинах, закручиваясь, поворачивали палец и заставляли закручиваться резиновые кольца в проушине другого трака, так как палец был связан посредством втулок с проушинами обоих траков.

При установке на танк гусениц с РМШ потери в движителе снижались в среднем на 20%. Скорости движения и запас хода танка Т-55 на гусеницах с РМШ были в среднем на 15% выше, чем на гусеницах с ОМШ. Кроме того, при наличии гусениц с РМШ улучшалась плавность хода машины и уменьшался уровень шумов.

Одним из основных дефектов первых опытных образцов гусениц с РМШ являлась их неразборность, так как пальцы не имели стяжных гаек и от осевого перемещения удерживались с одной стороны головкой пальца, с другой — стопорным кольцом. Неразборность шарниров обусловливалась воздействием абразива, проникавшего в зазор между пальцем и втулкой. При введении стяжных гаек и их стопорения за счет большого момента затяжки гаек (294-343 Нм (30-35 кгс-м) этот дефект был устранен.

Применение резинометаллического шарнира последовательного типа для легкого танка «Объект 906» при силовом способе стопорения гаек (как у траков среднего танка) оказалось невозможным из-за малого диаметра пальца.

Созданием гусениц с РМШ занимались и во ВНИИ-100 (руководитель — А.С. Развалов). В 1962 г. по просьбе главного конструктора А.А. Морозова для опытного среднего танка «Объект 432» в институте разработали гусеницу с РМШ, в которой использовалась параллельная схема работы резиновых колец шарнира. В таком шарнире резиновые кольца были привулканизированы к пальцу и запрессованы вместе с ним в проушины трака с обжатием, которое исключало проворачивание резины внутри проушины вследствие большой силы трения. Все кольца одного пальца параллельно передавали растягивающее гусеницу усилие. В этом случае траки соединялись между собой скобами и гребнями. Для облегчения гусеницы в плицах траков было сделано по одному отверстию.

Гусеница с РМШ последовательного типа в 1961 г. была разработана и для танка «Объект 167». Она отличалась от гусеницы танка «Объект 432» наличием сплошных плиц траков и осталась только в проекте. При изготовлении опытных образцов танков «Объект 167» на них устанавливались гусеницы с ОМШ с плавающими пальцами (на одной из машин были применены борированные пальцы).

Как показали проведенные испытания первых образцов гусениц с РМШ танка «Объект 432», они работали недостаточно надежно вследствие разрушения пальцев, звеньев и потери соединительных элементов (клиньев, скоб, башмаков). Ресурс гусениц в данном случае ограничивался в основном разрушением пальцев.

Поэтому в соответствии с постановлением Совета Министров СССР в отрасли была открыта НИР по созданию конструкции гусениц для новых танков и артиллерийских тягачей, марок резины и технологии изготовления резинометаллических блоков со сроком службы 8000-10000 км на основе натурального и синтетических каучуков. В этих работах вместе с ВНИИ-100 участвовали ЧТЗ, КМЗ, Омский завод транспортного машиностроения, Свердловский завод резинотехнических изделий (СЗРТИ), НИИРП, Ленинградский технологический институт (ЛТИ) и др. По данной теме изучалось упрочнение пальцев методом накатки, был создан и испытан целый ряд марок резины (руководитель работ во ВНИИ-100 - Н.А. Емцев). Самыми эффективными оказались резины на основе натурального и синтетического каучука ИРП-1392 и ИРП-1393, рецептуру которых разработали во ВНИИ-100 совместно с НИИРП. Эти марки резины позволили повысить надежность и долговечность РМШ, которые впоследствии нашли применения как в гусеницах с параллельным, так и последовательным соединением траков (ресурс гусениц составлял 8000-10000 км).

Высокий ресурс по сравнению с гусеницами с ОМШ имели и ленточные гусеницы, исследованию которых за рубежом уделялось большое внимание. Кроме того, применение ленточных гусениц позволяло существенно уменьшить массу гусеничного движителя при сохранении высокой маневренности и проходимости.

С целью проверки эксплуатационных качеств ленточных гусениц применительно к легким бронеобъектам во ВНИИ-100 в 1959 г. изготовили и испытали экспериментальную ленточную гусеницу танка ПТ-76 (руководитель — А.С. Развалов). Эта гусеница была разработана на базе транспортерной ленты КРУ-350, серийно выпускавшейся Курским заводом РТИ (КЗРТИ). Проведенные исследования показали, что применение ленточных гусениц обеспечивало сокращение потерь на их перемотку, уменьшение массы и неравномерности движения со снижением динамической нагрузки на трансмиссию.

В 1962 г. была открыта НИР по созданию ленточных гусениц для легких танков, марок резины и технологии изготовления армированных лент со сроком службы 4000—5000 км. Эта работа велась во ВНИИ-100 совместно с ФВНИИ-100, НИИРП, НИИШП, ВгТЗ и КЗРТИ применительно к армейскому тягачу ГТ-Т. При этом во ВНИИ-100 за основу приняли резинотросовую ленту (руководитель — В.Л. Яковлев), во ФВНИИ-100 — резинотканевую.

Ходовые испытания гусениц во ВНИИ-100 на песчаных грунтах и заснеженных дорогах подтвердили работоспособность ленточных гусениц в объеме 4000 км, хорошую проходимость по снегу. Гусеницы были рекомендованы для машин легкой категории по массе.

Оглавление