Оглавление

SuRuPzWg1010.jpg SuRuPzWg1014.jpg

Конструкция нерегулируемой пневматической подвески танка «Объект 279».

Нерегулируемая гидравлическая подвеска танка «Объект 150» (проект) и ее конструкция (справа).

SuRuPzWg1011.jpg SuRuPzWg1012.jpg

Конструкция нерегулируемой гидравлической подвески танка «Объект 279».

Конструкция нерегулируемой пневматической подвески танка «Объект 770».

SuRuPzWg1013.jpg SuRuPzWg1015.jpg

Нерегулируемая пневматическая подвеска танка «Объект 770» с опорными катками с внутренней амортизацией.

Конструкция гидропневматической подвески танка с кольцевым плавающим поршнем-разделителем (вверху) и с разделительным чехлом (проект ВА БТВ).

SuRuPzWg1016.jpg SuRuPzWg1017.jpg

Конструкция гидропневматической подвески танка с сильфоном (вверху) и со сплошным плавающим поршнем-разделителем (проект ВА БТВ).

Конструкция регулируемой пневматической подвески танка «Объект 911Б».

Компоновочным достоинством гидравлической подвески являлось размещение ее внутри балансиров, что высвобождало внутренний объем в корпусе машины. По сравнению с массой пучковой торсионной подвески тяжелого танка Т-10 масса гидравлической подвески была на 137 кг меньше при одинаковом числе опорных катков. В это же время для танка «Объект 279» была разработана и гидропневматическая подвеска (точнее, пневмогидравлическая или пневматическая, поскольку основным рабочим телом в подвеске являлся газ, а передача сжимающего усилия осуществлялась через жидкость. — Прим. авт.), которую смонтировали на опытном образце. Ходовые испытания танка с этой подвеской показали, что она обеспечивала хорошую плавность хода и высокую среднюю скорость движения.

Нерегулируемая пневматическая подвеска была разработана и для системы подрессоривания тяжелого танка «Объект 770», которая, однако, при всех своих достоинствах имела недостаточный ресурс работы уплотнений. Доводку пневматических подвесок танков «Объект 279» и «Объект 770» не успели осуществить из-за прекращения работ над тяжелыми танками.

В 1957 г. в конструкторском бюро завода №183 в Нижнем Тагиле при выполнении эскизного проекта танка «Объект 150» с управляемым ракетным оружием была предложена гидравлическая подвеска, которая позволяла получить высокие параметры подрессоривания и нелинейную характеристику изменения усилия в зависимости от хода катка. Однако в дальнейшем от нее отказались, применив классическую торсионную подвеску. Проект гидравлической подвески так и остался на бумаге.

В 1958-1959 гг. в Военной академии БТВ имени И.В. Сталина был разработан ряд гидропневматических подвесок, которые прошли стендовые испытания. Созданные варианты подвески совмещали в себе рессору и амортизатор, в которой происходило сжатие как воздуха, так и жидкости АЖ-170. Разделение жидкости и воздуха в зависимости от конструктивного исполнения осуществлялось с помощью кольцевого плавающего поршня-разделителя (фетровое кольцо с уплотнительными резиновыми манжетами), разделительного чехла, сплошного металлического поршня с уплотнительными резиновыми манжетами или металлического сильфона51. На различных этапах хода опорного катка происходило сжатие воздуха, а затем жидкости. Амортизирующий эффект осуществлялся за счет прокачки этой же жидкости через специальные клапана с калиброванными отверстиями. Результаты стендовых испытаний подтвердили реальную возможность создания гидропневматической подвески танка. Исследования показали, что данные подвески обладают наибольшей массовой и объемной удельными энергоемкостями, требуемым демпфирующим действием без отдельных амортизаторов и нелинейной характеристикой, зависевшей не только от перемещения поршня, но и от скорости перемещения, что способствовало значительному увеличению скорости движения танка и улучшению плавности его хода.

В результате выполненных НИР наиболее перспективными для быстроходных танков были признаны системы подрессоривания с автоматическим регулированием, позволявшие повысить общую плавность хода на высоких скоростях и уменьшить потери мощности в подвеске. Конструкция такой подвески отличалась от обычной тем, что характеристики упругих элементов и амортизаторов могли автоматически изменяться в зависимости от условий движения с помощью сравнительно несложной системы управления. Работы в этом направлении, развернувшиеся во ВНИИ-100 и Военной академии БТВ им. И.В. Сталина, привели к созданию управляемых систем подрессоривания на базе пневматической подвески.

В начале 1960-х гг. с учетом полученного опыта в конструкторском бюро ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова совместно с Военной академией БТВ для опытных легких танков «Объект 906» (как вариант), «Объект 906Б» и «Объект 911Б» были разработаны пневматические подвески, обеспечивавшие регулирование клиренса с рабочего места механика-водителя в пределах от 100 до 450 мм. Опытные образцы машин успешно прошли заводские испытания. Опыт создания регулируемой пневматической подвески впоследствии использовался конструкторским бюро ВгТЗ при разработке боевой машины десанта «Объект 915», принятой во втором послевоенном периоде на вооружение Советской Армии под маркой БМД-1.


51 Сильфон тонкостенная цилиндрическая оболочка с поперечной гофрированной боковой поверхностью; расширяется или сжимается вдоль оси (подобно пружине) под действием разности давления внутри и снаружи или от внешнего силового воздействия.

Оглавление