Оглавление

Таблица 50.  Основные характеристики агрегатов трансмиссий зарубежных танков

Характеристики

США

ФРГ

Великобритания

Франция

CD-850-6A Cross Drive

CD-500 Cross Drive

XTG-250-1A

4НР-250

Merritt-Brown

TN-12 Merritt-Wilson

5SD-200D

ARE

Фирма разработчик

Allison

Renk

Brown

ARE

Объект установки

М60А1*

М41

М551 «Шеридан»

«Леопард-1»

«Центурион»

«Чифтен»

АМХ-30

АМХ-13

Тип трансмиссии

Гидромеханическая

Механическая

Главный фрикцион

-

-

-

-

Полуцентробежный, трехдисковый, сухого трения

Центробежный. трехдисковый, сухого трения

Центробежный, двухдисковый, сухого трения

Многодисковый, сухого трения

Входной редуктор

Цилиндроконический

Цилиндрический

Цилиндроконический

Цилиндроконический

Гидротрансформатор

Комплексный, без блокируемого фрикциона

Комплексный, с автоматически блокируемым фрикционом

-

-

-

-

Коробка передач

Планетарная, двухстепенная

Планетарная

Планетарная, двухстепенная

Простая

Планетарная, трехстепенная, с мультипликатором

Вальная, с синхронизаторами

Вальная, без синхронизаторов

Реверс

Планетарный

Планетарный (полный)

-

Планетарный

Обеспечивается зубчатой муфтой

зубчатый

Число передач

2+1

2+1

4+2

4+2

5+2

6+2

5+1

5+1

Силовой диапазон

3,5

***

6,19

4,64

8,6

11,76

9,52

8,44

Механизм поворота

Дифференциальный, двухпоточный

Планетарный

Дифференциальный, двухпоточный

Дифференциальный, типа «Клетрак»

Радиус поворота, м

I — 7,4; II — 20,6

***

***

I — 4,8—15,0; II —8,5—26,8; III —13,3—41,7; IV —22,2-69,5

0,98В — 8,5В

II — 3,2; II — 5,6; III— 8,9; IV—14,0; V —20,8; VI —30,7

I — 3,1; II — 6,7; III  — 11,9; IV— 19,8; V — 29,8

***

Минимальный радиус, м

Поворот на месте (0,5В)

Остановочные тормоза

Дисковые, МКД в масле

Дисковые, сухого трения

Дисковые, с гидроуправлением

Ленточные, сухого трения

Замедление, м/с2

3,6

2,0

***

7-8

***

***

***

***

Бортовые редукторы

Одноступенчатые, цилиндрические, iбр=5,08

Цилиндрические

Планетарные

Планетарные, iбр=3,8

Простые, двухступенчатые

Одноступенчатые. цилиндрические, iбр=4.23

Планетарно-цилиндрические, iбр=7,92

Однорядные

Габариты трансмиссии, мм

1320x740x1010

***

***

980x1360x800

***

1250x920x880

880x1470x680

***

Мacca**, кг

1450

***

800

1850

***

1270

1140

650

*   Модификации данной трансмиссии применялись на танках М46, М47, М48, М60 и М103.
**  Без учета бортовых редукторов и системы управления движением.
*** У авторов нет данных

Таким образом, показатели отечественных серийных и опытных танковых трансмиссий по основным техническим и эксплуатационным показателям не уступали современным трансмиссиям зарубежных танков, а некоторые опытные ГМТ даже превосходили их. Так, например, в начале 1960-х гг. в США было разработано новое единое семейство унифицированных ГМТ мощностью от 55 до 1029 кВт (75 до 1400 л.с.), охватывавшее все типы гусеничных и колесных машин и учитывавшее недостатки серийных ГМТ «Кросс-Драйв» по КПД, диапазону и т.д. Однако одна из них — XT-1400, рассчитанная на передачу мощности до 1029 кВт (1400 л.с.), уступала созданной ранее отечественной опытной ГМТ-279 по КПД гидротрансформатора (0,85 вместо 0,88) и имела более сложный по конструкции и громоздкий механизм поворота. В первый послевоенный период отечественные НИИ, КБ и заводы промышленности провели большой объем работ по улучшению качества танковых трансмиссий. В результате были созданы трансмиссии, которые не имели многих недостатков, свойственных трансмиссиям периода Великой Отечественной войны. Управление стало более легким и удобным, повысились надежность и долговечность основных агрегатов трансмиссий. В ряде случаев увеличился диапазон передач и их количество, что в сочетании с более легким управлением способствовало повышению средних скоростей движения танков и показателей приемистости. Самым последним этапом развития отечественных танковых трансмиссий стала разработка ГМТ. Новые образцы трансмиссий более полно удовлетворяли современным требованиям по количеству передач, диапазону передаточных чисел, по легкости и удобству управления, по качеству механизмов поворота, по эксплуатационной надежности и объемно-массовым показателям.

SuRuPzWg0989.jpg

ГМТ XT-1400(США).

Наличие у ГМТ ряда положительных качеств, таких как повышение эксплуатационной надежности, снижение требований к квалификации водительского состава, уменьшение количества переключений передач, имевших весьма важное значение и одинаково ценных для машин любой категории по массе, давало основание использовать в будущем ГМТ во всех танках. Было принято решение о продолжении работ по созданию семейства унифицированных ГМТ. В перспективе ожидалось повышение КПД гидромеханических трансмиссий за счет повышения КПД гидротрансформатора и более рациональной их компоновки.

Стремление существенно снизить габариты, массу и технологическую трудоемкость трансмиссий привело к созданию БКП. Наличие в них малогабаритных деталей меньшей массы привело к уменьшению размеров обрабатываемых поверхностей и снижению трудоемкости заготовительных операций за счет уменьшения номенклатуры деталей. Объединение нескольких трансмиссионных узлов в одном блоке (одноблочность) позволило снизить трудоемкость, особенно монтажных операций (центровка, шлифование). Если общую трудоемкость отнести к сроку их службы, то сравнение БКП по параметру относительной трудоемкости также складывалось в пользу трансмиссий этого типа, так как при относительно небольшом повышении (в некоторых случаях) общей трудоемкости, их срок службы, как правило, был значительно выше. Однако внедрение БКП на отечественных средних (основных) танках потребовало нескольких лет для отработки их конструкции. Данное обстоятельство на долгие годы фактически остановило (за редким исключением) разработку для этих машин центральных трансмиссий - как механических, так и ГМТ.

Перспективность использования в танках ЭТ и ЭМТ зависела от возможности создания электрической промышленностью малогабаритных мощных электромашин, а имевшиеся тогда электроагрегаты обладали очень большими удельными объемами и массами.

Создание надежных в эксплуатации малогабаритных трансмиссий и их дальнейшее совершенствование, кроме работ по внедрению ГМТ, исследованию и разработке новых типов трансмиссий (гидрообъемная), требовало проведения дальнейших НИОКР по разработке методов динамического расчета трансмиссий, внедрению автоматизации процесса переключения передач, повышению технических показателей гидротрансформаторов, дисков трения, зубчатых передач, исследованию маловязких трансмиссионных масел, совершенствованию технологии изготовления, а также унификации трансмиссий и их элементов. Работы в этих направлениях продолжились во втором послевоенном периоде и велись преимущественно применительно к машинам легкой категории по массе.

Оглавление