Оглавление

При включении передач использовался гидравлический сервомеханизм оригинальной конструкции, позволявший включить передачу и при отсутствии давления масла (в аварийных ситуациях). Через систему рычагов и тяг перемещение кулисы механиком-водителем передавалось на золотник, который открывал вход масла в полость бустера, обеспечивавшей перемещение поршня и, соответственно, вилки механизма включения выбранной передачи. При включении передачи (остановка кулисы), золотник соединял полость бустера со сливом, воздействие поршня на вилку механизма переключения прекращалось. Впоследствии такую конструкцию сервомеханизма применили в приводах управления БМП «Объект 765».

Трансмиссия устанавливалась в МТО танка на трех опорах. Передняя опора охватывала горловину ведущего вала и двумя лапами крепилась к бортам; задними опорами служили два бугеля, приваривавшиеся к кормовому наклонному листу. Все опорные поверхности обрабатывались так, что центровочные работы с бортовыми редукторами были исключены, а центровка с двигателем производилась только в вертикальной плоскости.

Занимаемый объем и масса этой трансмиссии были на 21% меньше, чем у планетарной трансмиссии танка Т-10. С введением новой трансмиссии упрощался ее демонтаж и монтаж в танке, вдвое сокращались трудоемкость изготовления деталей и номенклатура применяемых легированных сталей. В то же время входивший в состав трансмиссии главный фрикцион сухого трения, несколько снижал ее эксплуатационную надежность. Кроме того, применение в механизме поворота фрикционных устройств, по-прежнему работавших всухую, увеличивало размеры и массу трансмиссии. С появлением на танках мощных современных двигателей использование в трансмиссии механизма поворота типа «ЗК» стало неактуальным.

За исключением танка Т-10М, где применялась система гидросервоуправления остановочными тормозами, работавшая по принципу регулятора давления, характерным для механических приводов управления тяжелых танков было отсутствие педали остановочного тормоза из-за больших потребных усилий от механика-водителя. Торможение танка в таком случае осуществлялось с помощью двух рычагов управления поворотом, которые имели защелки для фиксации рычагов в конечном положении. Однако при одновременном переводе рычагов управления в конечное положение от трансмиссии отключался двигатель, и комбинированное торможение (одновременно двигателем и тормозами) было невозможно.

В основу планетарной трансмиссии опытного танка «Объект 277», разрабатывавшегося в конструкторском бюро (ОКБТ) ЛКЗ под руководством Ж.Я. Котина в 1956-1958 гг., также была положена схема МПП танка Т-10 с использованием фрикционных элементов, работавших в масле, и системы гидросервоуправления.

Для танка «Объект 278», на котором предполагалось использовать газотурбинный двигатель ГТД-1, в эти же годы была создана планетарная трансмиссия, имевшая другую кинематическую схему и предназначавшаяся для совместной работы с поперечно расположенным двигателем. Применение ГТД позволяло сократить число передач трансмиссии, поэтому она имела три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Все фрикционные элементы трансмиссии работали в масле. В связи с прекращением дальнейших работ по доводке двигателя ГТД-1, создание этой планетарной трансмиссии, как и самого танка «Объект 278», приостановили.

SuRuPzWg0927.jpg SuRuPzWg0928.jpg
Система гидросервоуправления МПП танка «Объект 277». Кинематическая схема трансмиссии (без бортовых редукторов) танка «Объект 278».

В послевоенные годы в процессе проведения мероприятий по устранению конструктивных недостатков (УКН) модернизации подверглись коробки передач тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и самоходных установок ИСУ-152К, ИСУ-152М и ИСУ-122С. Для повышения надежности работы коробок передач в 1950— 1952 гг. был внедрен масляный насос, и смазка шестерен в них стала осуществляться поливом. Кроме того, изменили крепление коробок передач в МТО машин. Так, в 1950 г. в кормовое крепление коробки передач ввели упругое пружинное звено, а в 1956 г. переднюю опору перенесли с днища на борта (за счет установки поперечной балки).

Таблица 47. Характеристики агрегатов механических трансмиссий тяжелых танков

Наименование агрегатов трансмиссии, характеристики

Марка танка

ИС-4 («Объект 701»)

Т-10  («Объект 730»)

Т-10М («Объект 272»)

Т-10М («Объект 709»)

Механизм передач и поворотов

тип

Планетарный

число передач

6 + 3

8 + 2

диапазон передач

9,94

9,61

-

масса, кг

1200

2130

2118

Коробка передач

тип

Планетарный двухрядный, трехскоростной редуктор

Комбинированный четырехскоростной редуктор

Простая, с муфтами переключения и синхронизаторами на 4 высших передачах

Передний (главный*) фрикцион редуктора

Многодисковый, сухого трения

число передач

3+3

4+2

6+1

диапазон передач

2,49

2,62

10,1

материал дисков трения

Сталь по стали

Сталь по стали

Сталь по асбокаучуку

число поверхностей трения

4

12

10

Тормоза

Ленточные, сухого трения, двухстороннего действия

Ленточные, сухого трения

-

материал поверхностей трения

Чугун по стали

количество, шт.

2

Фрикционы

Многодисковые, сухого трения

материал дисков трения

Сталь по стали

число поверхностей трения

8

количество, шт.

2

Реверс

Конический

реверсируемые передачи

I—III

I и III

_

Мультипликаторы

тип

Однорядные, планетарные

кратность увеличения передач переднего хода

2

передаточное число

3,99

3,66

количество, шт.

2

Фрикционы

Многодисковые, сухого трения

материал дисков трения

Сталь по стали

число поверхностей трения

10

12

количество, шт.

2

тормозы мультипликатора

Ленточные, сухого трения

материал поверхностей трения

Чугун по стали

количество, шт.

2

Механизм поворота

тип

Планетарный, двухрядный

Фрикционы

Фрикционы мультипликатора

Многодисковые, сухого трения

материал дисков трения

Сталь по стали

число поверхностей трения

24

количество, шт.

2

Остановочные тормоза

тип

Ленточные сухого трения, двухстороннего действия

материал поверхностей трения

Чугун по стали

количество, шт.

2

Бортовой редуктор

тип

Двухступенчатые, комбинированные

передаточное число

13,18

12,95

10,4

количество, шт.

2

масса, кг

2x630

2x595

2x725

объем трансмиссии, м3**

***

1,043

0,998

0,825

масса трансмиссии с приводами управления, кг

2745

3605

3811

3500

*    Для трансмиссии «Объект 709».
**  Без учета бортовых редукторов.
*** У авторов нет данных.

Оглавление