Оглавление

Коробки передач танков Т-54, Т-55 и Т-62, одинаковые по кинематической схеме и общей конструкции, в процессе производства также претерпели некоторые конструктивные изменения, которые позволили обеспечить их более надежную работу.

Для облегчения переключения передач (кроме первой передачи и передачи заднего хода) в коробке передач для третьей, четвертой и пятой передач ввели инерционные конусные синхронизаторы. Для включения второй передачи использовался простой синхронизатор. Пальцы синхронизаторов усилили за счет введения цементации и твердости с 40—48 до 54 Rc и более.

SuRuPzWg0872.jpg
SuRuPzWg0873.jpg
SuRuPzWg0875.jpg
Коробка передач танка Т-54 (Т-55 и Т-62) и ее разрез по валам. Привод вентилятора от коробки передач танка Т-54 первоначальной (вверху) и усовершенствованной конструкции.
SuRuPzWg0874.jpg SuRuPzWg0876.jpg

Поперечный разрез коробки передач танков Т-54 (вверху) и Т-55 (Т-62).

Привод вентилятора и компрессора от коробки передач танка Т-55 (Т-62).

Коробки передач более ранних выпусков отличались следующими особенностями: углом зацепления всех шестерен (20° вместо 26° - до 1965 г.); шарикоподшипником со стальным сепаратором вместо роликового для ведущего вала; бессепараторными игольчатыми подшипниками шестерен (до 1949 г.) и бронзовыми сепараторами вместо стальных (до 1954 г.); шестерней третьей передачи (меньшей по ширине на 5 мм); четырьмя призонными шпильками вместо пяти в соединении половин картера; двумя уплотнительными металлическими кольцами на ведущем валу вместо трех (до 1956 г.); корпусом синхронизатора с бронзовыми конусами вместо цельностальных (до 1954 г.); креплением неподвижной чашки механизма выключения главного фрикциона десятью шпильками вместо двенадцати.

Одной из важных проблем улучшения надежности работы коробок передач являлось повышение износостойкости зубьев шестерен, особенно шестерни ведущего вала и шестерни четвертой передачи промежуточного вала. Основной причиной более низкой износоустойчивости этих шестерен по сравнению с другими шестернями коробки передач являлось плохое поступление к ним смазки. В процессе работы почти вся смазка перекачивалась в отсек шестерен первой, второй и третьей передач, а шестерни четвертой и пятой передач оголялись. В результате эти шестерни, а также подшипники привода вентилятора становились очень чувствительными к сорту используемой смазки.

Для улучшения подачи масла к шестерням в 1955 г. на нескольких опытных коробках передач была предпринята попытка подвода смазки с помощью трубки из зоны работы шестерни передачи заднего хода. Несмотря на то, что этот способ не дал заметных результатов, работы в этом направлении в 1963—1965 гг. продолжались на НИИБТ полигоне и в КБ Уралвагонзавода. В результате износ зубьев несколько снизился, но резкого улучшения работы зубчатой пары получить не удалось.

От коробки передач танка Т-54 осуществлялся привод вентилятора системы охлаждения двигателя. В коробках передач танков Т-55 и Т-62 вместе с приводом вентилятора был выполнен и привод компрессора для зарядки воздушных баллонов. Привод — шестеренчатый, с предохранительным фрикционом в приводе к вентилятору и упругим элементом в приводе к компрессору. Вентилятор и компрессор приводились в действие от ведущих частей главного фрикциона. Передаточное число от двигателя к вентилятору составляло 0,78, к компрессору - 0,96. Шестеренчатый передаточный механизм привода располагался в приливе верхней половины картера коробки передач, а предохранительный фрикцион — на оси кронштейна, закрепленного на среднем кормовом листе корпуса танка. Этот однодисковый, сухого трения (сталь и чугун по фрикционному материалу) фрикцион с пружинным постоянным включением обеспечивал предохранение деталей привода вентилятора от поломок при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

В 1952 г. для увеличения долговечности работы привода и фрикциона вентилятора стальной вентилятор заменили дюралюминиевым (масса снизилась с 30 до 23,5 кг). В 1953 г. массу вентилятора уменьшили еще на 2 кг, сократив количество его лопастей с 24 до 18, и установили диски трения с радиальными канавками на поверхностях трения фрикционных накладок. В 1955 г. для большей эффективности работы фрикциона и привода вентилятора в серийное производство ввели новый облегченный фрикцион вентилятора без защитного кожуха, усилили конические шестерни (за счет увеличения модуля зубьев с 3,5 до 4,5), увеличили пределы изменения момента трения фрикциона (с 18-35 кгс×м до 18-50 кгс×м) и ввели закалку ТВЧ зубьев соединительного валика.

Оглавление