Оглавление

Содержание

Механические трансмиссии

Однопоточные механические трансмиссии первых серийных послевоенных танков отличались от аналогичных трансмиссий танков, применявшихся в годы Великой Отечественной войны, не только использованием новых (дополнительных) агрегатов, введение которых было обусловлено изменениями в компоновке МТО (средние танки) и установкой водоходного движителя (легкие танки), но и их конструкцией (тяжелые танки).

В средних танках, имевших поперечное расположение двигателя, в состав трансмиссии добавился входной редуктор43, а переключение передач осуществлялось с помощью конических инерционных синхронизаторов. Кроме того, были введены пневмопривод главного фрикциона, двухступенчатые ПМП и комбинированные бортовые редукторы. В трансмиссии легких танков для привода водоходного движителя устанавливались специальные внутренние редукторы.

Совершенствование конструкции трансмиссий тяжелых танков велось в направлении использования планетарных коробок передач (ПКП); расширения ассортимента фрикционных материалов, применяемых в тормозах и фрикционах, работающих в условиях сухого трения; осуществление переключения передач с помощью дисковых фрикционных устройств; внедрение в серийное производство механизма поворота типа «ЗК», гидросервоуправления и комбинированных бортовых редукторов разгруженного типа. При этом в трансмиссии с ПКП как отдельный агрегат отсутствовал главный фрикцион.

Механические трансмиссии легких танков.

Однопоточная механическая трансмиссия танка ПТ-76 (ПТ-76Б) была выполнена по традиционной схеме. Она размещалась в кормовой части корпуса вместе с двигателем, который имел продольное расположение. Первоначально в 1949 г. для плавающего танка «Объект 740» (прототип ПТ-76) в конструкторском бюро ЧКЗ под руководством Н.Ф. Шашмурина был разработан вариант трансмиссии с агрегатированием водометов и малогабаритной коробки передач с «нулевым» межцентровым расстоянием. Однако в окончательном варианте трансмиссии была использована коробка передач среднего танка Т-34-85, и поэтому при установке в легкий танк она имела большой запас прочности. Кроме того, в состав трансмиссии вошли главный фрикцион, два бортовых фрикциона с остановочными тормозами, два внутренних редуктора привода к водометам и два бортовых редуктора.

SuRuPzWg0844.jpg SuRuPzWg0846.jpg
Кинематическая схема трансмиссии танка «Объект 740» (проект). 1949 г. Главный фрикцион танка ПТ-76.
SuRuPzWg0845.jpg    
Кинематическая схема трансмиссии танка ПТ-76.    
SuRuPzWg0849.jpg SuRuPzWg0847.jpg SuRuPzWg0848.jpg
Коробка передач танка ПТ-76.

Двухдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с шариковым механизмом выключения размещался на маховике коленчатого вала двигателя. Оригинальным техническим решением была конструкция шарикового механизма выключения, позволявшего разгрузить базовый вал фрикциона и его подшипники от осевых усилий пружин как во включенном, так и в выключенном положениях. Установка уравновешенного фрикциона была обусловлена отсутствием упорного подшипника коленчатого вала дизеля В-6. С коробкой передач главный фрикцион соединялся зубчатой муфтой.

Коробка передач - двухвальная, с поперечным расположением валов, пятиступенчатая трехходовая с постоянным зацеплением шестерен и переключением передач зубчатыми муфтами. На концах главного вала коробки передач размещались бортовые фрикционы, которые крепились к несущим дискам внутренних редукторов.

Бортовые фрикционы — многодисковые (11 ведущих и 12 ведомых), сухого трения сталь по стали, с шариковым механизмом выключения, полууравновешенные. Ведомые стальные барабаны бортовых фрикционов одновременно являлись тормозными барабанами (в отличие от бортовых фрикционов танка Т-34 бортовые фрикционы ПТ-76 имели более узкие тормозные барабаны). Остановочные тормоза — ленточные, плавающие, с двухсторонним серводействием, с накладками из чугуна, работавшие в условиях сухого трения. На всех передачах расчетный радиус поворота44 был равен ширине колеи танка (В). Между бортовыми фрикционами и бортовыми редукторами располагались внутренние редукторы, предназначенные как для раздельного, так и одновременного включения водоходного (водометного) и сухопутного (гусеничного) движителей. Включение внутренних редукторов осуществлялось зубчатыми муфтами с помощью соответствующих рычагов управления. Передаточное число входного редуктора к бортовому редуктору было равно 1,0, к осевому насосу водомета — 0,22.


43 Входной редуктор — повышающая или понижающая шестеренчатая передача, согласующая эксплуатационные характеристики двигателя и входных устройств трансмиссии. В чертежно-технической документации средних танков Т-54, Т-55 и Т-62 встречается его устаревшее название — гитара.

44 Здесь и далее по тексту радиус поворота представлен в виде относительной величины, у которой за единицу длины принята половина ширины колеи машины, то есть ½В. Радиус поворота измеряется от центра поворота до центра масс гусеничной машины. Поворот с радиусом, равным половине ширины колеи, означает поворот машины на месте вокруг остановленной гусеницы отстающего борта. В учебниках и научных трудах по теории, конструкции и расчету танков до середины 1980-х гг. радиус поворота измерялся от центра поворота до середины ширины забегающей гусеницы в единицах, равных ширине колеи В, поэтому поворот машины с радиусом, равным половине ширины колеи, означал поворот на месте вокруг центра масс машины, когда гусеницы вращались в противоположные стороны. Поворот танка вокруг остановленной гусеницы в этом случае осуществлялся с радиусом, равным ширине колеи.

Содержание

Оглавление