Оглавление

SuRuPzWg0791.jpg SuRuPzWg0792.jpg SuRuPzWg0793.jpg
Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4. Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-8. Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-10.
SuRuPzWg0794.jpg SuRuPzWg0795.jpg SuRuPzWg0796.jpg
Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-2 (слева) и его модернизированный вариант. Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-3. Эжекторы автоматического удаления пыли.

В ходе дальнейших исследований, в результате оптимального сочетания элементов первой и второй ступени очистки во ВНИИ-100 под руководством А.П. Калье специалисты В.А. Иванов, B.C. Дубов, В.Я. Ушаков и Е.В. Калинина-Иванова создали простую и надежную в эксплуатации конструкцию двухступенчатых воздухоочистителей серии ВТИ (воздухоочиститель танковый, инерционный). В результате доработки конструкции воздухоочистителей, в частности, увеличения головки воздухоочистителя и уменьшения длины патрубков от воздухоочистителя к двигателю, была исключена неравномерность наполнения цилиндров из-за волновых явлений, что позволило повысить надежность работы двигателя. В эти же годы Е.В. Калинина-Иванова разработала и первый эжектор пылеудаления на сжатом воздухе.

Благодаря высоким эксплуатационным параметрам воздухоочистители серии ВТИ различных модификаций (по сравнению с предыдущими конструкциями при тех же гидравлических сопротивлениях они пропускали в двигатель в 3,5 раза меньше пыли и имели в 2—6 раз большую продолжительность работы без обслуживания) получили широкое распространение во многих объектах бронетанковой техники и вооружения. Так, в 1953—1959 гг. для среднего танка Т-54 был создан воздухоочиститель ВТИ-4, для тяжелого танка Т-10 - ВТИ-8, для легкого танка ПТ-76Б - ВТИ-10. Для модернизированных танков периода Великой Отечественной войны (тяжелых ИС-2М, ИС-3М и среднего Т-34-85) были разработаны воздухоочистители ВТИ-2 и ВТИ-3 соответственно. С 1954—1955 гг. при проведении капитального ремонта вышеперечисленных машин они устанавливались в МТО на место прежних воздухоочистителей (ВТ-5 и «Мультициклон»). Эжекторы для автоматического удаления отсепарированной пыли монтировались в выпускных трубах и соединялись с пылесборником воздухоочистителей патрубками.

По своей конструктивной схеме все эти воздухоочистители были аналогичны и состояли из двух ступеней очистки. Первая ступень представляла собой циклонный аппарат, объединявший в зависимости от расхода воздуха то или иное количество малогабаритных циклонов. Вторая ступень состояла из нескольких кассет, набитых стальной гофрированной проволокой (канителью) с различной плотностью (плотность увеличивалась по направлению потока воздуха), смачиваемых моторным маслом или дизельным топливом (или их смесью).

Из этой серии некоторые конструктивные особенности имел воздухоочиститель ВТИ-2. Его первая ступень состояла из циклонов с двумя входными патрубками и имела второй дополнительный отсос пыли. Последнее было вызвано несколько большим коэффициентом пропуска пыли циклонов такого типа. Во второй ступени использовались две конические кассеты (наружная с набивкой из стальной проволоки и внутренняя с медной чулковой сеткой). Дополнительный отсос пыли обеспечивал удаление до 0,8% всей пыли, попадавшей в воздухоочиститель, и позволил почти в 2 раза сократить пылевую нагрузку на вторую ступень, а также увеличить продолжительность его работы без обслуживания.

Остальные воздухоочистители имели циклоны с одним тангенциально расположенным входным патрубком.

В 1962 г. воздухоочиститель ВТИ-2 претерпел ряд конструктивных изменений, связанных с необходимостью замены дефицитных материалов менее дефицитными, упрощения конструкции и технологии производства за счет унификации его отдельных узлов и деталей с аналогичными узлами и деталями воздухоочистителя ВТИ-3. Введенные изменения позволили для окончательной очистки воздуха от пыли применить вместо двух конических кассет четыре цилиндрические плоские кассеты с канителью (подобно ВТИ-3). Нижние кассеты имели одинаковую плотность набивки и смачивались дизельным топливом. Плотность набивки средней кассеты в 2 раза превышала плотность набивки нижних кассет, верхней кассеты — в 4 раза. Средняя и верхняя кассеты в летнее время смачивались маслом МТ-16п; в зимнее — смесью, состоявшей из 75% масла МТ-16п и 25% дизельного топлива. Инерционный аппарат (первая ступень) этого воздухоочистителя не имел устройства для дополнительного отсоса пыли. При этом основные характеристики модернизированного воздухоочистителя (коэффициент очистки воздуха, сопротивление воздухоочистителя и периодичность обслуживания), а также внешний вид и габариты — остались без изменений.

Таблица 43. Сравнительные характеристики отечественных танковых воздухоочистителей

Марка воздухоочистителя (объект установки)

Год выпуска

Кол-во на танке

Показатели

Расход воздуха через воздухоочиститель, м3

Сопротивление (начальное / конечное), кПа

Продолжительность работы без обслуживания, ч

Коэффициент пропуска пыли, %

Масса, кг

ВТ-5 (ИС-2, ИC-3)

1942

2

0,224

7,0/10,8

6

0,68

26,9

ВТИ-2 (ИС-3М)

1953

2

0,224

5,4/11,8

31

0,12

26,9

ВТИ-3 (Т-34-85)

1954

2

0,236

7,5/11,8

27

0,08

22,8

ВТИ-4 (Т-54 - Т-62)

1954

1

0,472

5,5/11,8

56

0,078

47,8

ВТИ-8 (Т-10)

1956

2

0,38

5,8/11,8

46

0,12

38,5

ВТИ-10 (ПТ-76Б)

1959

1

0,26

4,2/11,8

56

0,13

17,0

Оглавление