Оглавление

SuRuPzWg0773.jpg

SuRuPzWg0774.jpg

SuRuPzWg0775.jpg
SuRuPzWg0776.jpg
SuRuPzWg0777.jpg
SuRuPzWg0778.jpg
Танк Т-10 (Т-10М). Танк ПТ-76 (ПТ-76Б). Танк «Объект 432».
Эжекционные системы охлаждения двигателей и конструкции эжекторов.

Теоретические и экспериментальные работы по использованию энергии отработавших газов двигателей для эжекции хотя и наметили пути дальнейшего совершенствования компоновочных возможностей, но вместе с тем определили и ряд обстоятельств, не позволявших существенно сократить габариты системы охлаждения, которую в свое время заменили эжекторной установкой. Этому в немалой степени способствовало использование при проектировании данных систем энергии отработавших газов в газовых турбинах, имевших более высокие термодинамические показатели процесса по сравнению с эжектором. Необходимо отметить, что статический КПД эжекторной установки в танке был невелик и по результатам исследований составлял около 0,1, в то время как статический КПД вентиляторной установки достигал 0,5, а турбовентиляторной — 0,7. Поэтому работы по совершенствованию вентиляторных и турбовентиляторных систем были продолжены. При этом целесообразность применения той или иной системы охлаждения зависела от общей компоновки танка.

В начале 1960-х гг. к исследованиям этих условий применительно к схемам компоновки МТО первых послевоенных танков, проводившихся во ВНИИ-100 под руководством Б.М. Гинзбурга и Л.Б. Шабашева, подключились специалисты Военной академии бронетанковых войск и НИИБТ полигона. Были рассмотрены различные варианты вентиляторов (осевых, центробежных и диаметральных):
-  с механическим (гидромеханическим, в том числе с установкой гидромуфты переменного наполнения) приводом от основного двигателя;
-  с приводом от газовой турбины, использовавшей энергию отработавших газов двигателя;
-  с электрическим приводом;
-  с гидрообъемным приводом в сочетании масляного насоса и гидромотора (в этом случае вентилятор устанавливался непосредственного на валу гидромотора).

Во всех вариантах предусматривалась возможность использования энергии отработавших газов, так как это значительно повышало экономичность силовой установки. Широкие компоновочные возможности имел гидрообъемный привод к вентилятору. В отечественном танкостроении того времени он не нашел применения из-за трудностей технологического порядка в изготовлении данного типа гидравлических машин (агрегатов).

В варианте с приводом осевого вентилятора от основного двигателя для обеспечения изменения частоты вращения первого (от расчетной до нулевой — в зависимости от теплового состояния двигателя) устанавливалась гидромуфта переменного наполнения. Изменение заполнения муфты осуществлялось с помощью золотника, связанного с термостатом системы охлаждения. Радиаторы располагались в специальном отсеке между боевым отделением и двигателем и были отделены от них сплошными перегородками. Забор воздуха производился через жалюзи, выпуск — через спрямляющую решетку вентилятора, над которой устанавливалась защитная сетка. Под вентилятором располагался масляный бак, стенки которого наряду со специальными перегородками служили для направления потока охлаждающего воздуха.

Система с турбовентилятором по теплоотдаче в охлаждающую жидкость и теплорассеивающей способности водяного радиатора по оборотам двигателя была достаточно эффективной и обладала хорошей саморегулируемостью. С целью ускорения подогрева двигателя и избежания его переохлаждения в условиях низких температур предусматривалось автоматическое изменение частоты вращения турбины вентилятора путем изменения расхода газа через нее при соответствующем изменении расхода газа через турбину компрессора, что повышало свободную мощность двигателя. Перераспределение газа между турбинами осуществлялось с помощью заслонки, положение которой изменялось специальным регулятором в зависимости от теплового состояния двигателя. Установка турбовентилятора, вследствие более высокого КПД последнего, при умеренных затратах мощности на привод вентилятора позволяла уменьшить объем системы, несмотря на то, что необходимость обеспечения плоскопараллельного потока воздуха в вентиляторных системах требовала дополнительных объемов МТО.

Комбинации компоновок осевого вентилятора с радиаторами могли быть разнообразными, однако по условиям защиты от поражающих факторов ОМП и возможности преодоления водных преград по дну они должны были представлять собой изолированные малогабаритные блоки. Результаты экспериментальных исследований таких установок при симметричном расположении радиаторов показали большие дополнительные местные потери, величина которых зависела от основных размеров блоков. Расположение бронированной решетки над рабочим колесом (несмотря на то, что решетка была выполнена в виде спрямляющего аппарата) также вело к дополнительным потерям (они возникали вследствие невозможности точного изготовления и совмещения с осью колеса деталей из специальной стали). Кроме того, в целях обеспечения ПАЗ в области сравнительно высоких скоростей после рабочего колеса осевого вентилятора требовалась установка специальных регулирующих устройств, что приводило к дополнительному увеличению потерь.

Оглавление