Оглавление

SuRuPzWg0616.jpg SuRuPzWg0617.jpg

Поперечный и продольный разрезы свободно-поршневого бескривошипно-шатунного двигателя (Проект ВА БТВ).

Моторная часть агрегата функционировала по принципу двухтактного дизеля. Непосредственное соединение поршней моторной части с плунжерами насоса гидрообъемной передачи делало излишними шатунно-кривошипный механизм двигателя и передаточный механизм насоса, имевших значительные объемы, что и обеспечивало высокую габаритную мощность такого агрегата. Отсутствие в нем шатунно-кривошипного механизма было положительным явлением с точки зрения допустимого максимального давления на поршни и износа поршней и цилиндров.

В качестве силовой установки для танка рассматривался и вариант использования парового двигателя. Работы по такому типу двигателя для танка (ПД-1) велись в СССР на ленинградском заводе №185 еще в 1936-1939 гг. В первом послевоенном периоде к этой теме вернулись вновь. В 1950—1951 гг. во ВНИИ-100 была проведена расчетно-исследовательская работа по определению возможности создания парового танкового двигателя. Однако, несмотря на положительный результат, министерство признало эту работу бесперспективной и ее прекратили.

SuRuPzWg0618.jpg

Схема силового агрегата в составе свободнопоршневого бескривошипно-шатунного двигателя и агрегата трансмиссии (проект ВА БТВ).

Таблица 38. Основные характеристики отечественных транспортных ГТД, использованных при разработке ГТД для объектов БТВТ в 1950—1960-х гг.

Характеристики

НАМИ-051А

НАМИ-053

НАМИ-053А1

ГАЗ-99

ГТД-350

ГТД-3

НИИД

Год разработки

1958

1958

1959

1957

1959-1961

1957-1960

1961-1962

КБ-разработчик

НАМИ

НАМИ

НАМИ

ГАЗ

ОКБ-117

ОКБ-29

НИИД

Назначение

Танковый (проект)

Автомобильный

Вертолетный

Танковый (проект)

Максимальная мощность, кВт (л.с.)

312(425)

257 (350)

257 (350)

103(140)

257 (350)

574 (780)

441 (600)

Удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с. ч)

680 (500)

680 (500)

544 (400)

457 (336)

680 (500)

442 (325)

292(215)

Температура газа перед турбиной, °С

950

850

850

750

**

650*

1100

Расход воздуха, кг/с

**

**

**

**

**

4,3

**

Степень повышения давления компрессора

3,5

3,5

4,0

3,25

**

6,6

6,0

Тип компрессора, число ступеней, шт.

Центробежный, 1

Центробежный, 1

Центробежный, 1

Центробежный, 1

Осецентробежный, 7/1

Осецентробежный, 6/1

**

Тип турбины компрессора, число ступеней, шт.

Осевая, 1

Осевая, 1

Осевая, 1

Осевая, 1

Осевая, 1

Осевая, 2

Осевая, 1

Частота вращения вала компрессора, мин-1

23000

23000

**

**

45000

25200

**

Тип силовой турбины, число ступеней, шт.

Осевая, 1

Осевая, 1

Осевая, 1

Осевая, 1

Осевая, 2

Осевая, 1

Осевая, **

Частота вращения вала силовой турбины, мин-1

15500

17000

**

33000

24000

19000

**

Тип теплообменника

Регенератор

Рекуператор

Степень теплообмена

-

-

0,70

0,65

Тип камеры сгорания, количество, шт.

Кольцевая,1

Кольцевая,1

Кольцевая, 1

**

Прямоточная

Кольцевая, полупетлевая

**

Частота вращения выходного вала, мин -1

3800

3800

**

2500

5900

**

**

Габариты, мм: длина ширина высота

1630 690 710

1560 650 700

1435 690 700

** ** **

1350 522 680

2060 660 580

1200 890 420

Габаритный объем, м3

0,799

0,71

0,69

0,64

0,48

0,79

0,45

Масса, кг

550

550

400

**

135

225

420

Габаритная мощность, кВт/м3 (л.с./м3)

391(532)

362(493)

373(507)

162(220)

535(729)

727 (987)

980(1333)

Удельная масса, кг/кВт (кг/л.с.)

1,76(1,29)

2,14(1,57)

1,56(1,14)

**

0,53 (0,39)

0,39 (0,29)

0,95 (0,70)

* Приведена допустимая температура газов за турбиной при пуске двигателя. ** У авторов нет данных.

Оглавление