Оглавление

SuRuPzWg0610.jpg SuRuPzWg0611.jpg
Вертолетный газотурбинный двигатель ГТД-350 с редуктором ВР-2, послуживший базой для создания танкового газотурбинного двигателя ГТД-350Т. Трактор К-700 с ГТД-350.

Большая конструкторско-теоретическая поисковая работа по изысканию наиболее целесообразных для среднего танка схемы, компоновки и технической характеристики ГТД по первому направлению НИОКР с 1965 г. проводилась в Военной академии бронетанковых войск. При этом были рассмотрены и оценены различные возможные варианты компоновки двух- и трехвальных ГТД применительно к МТО танка «Объект 432» (руководители: д.т.н., проф. А.Г. Козлов и доктор физ.-мат. наук, проф. Г.Ю. Степанов). Из них два наиболее целесообразных варианта ГТД двухвального и трехвального типа проработали конструктивно.

Двухвальный вариант ГТД на базе ГТД-3Т с неподвижным теплообменником имел следующие конструктивные особенности. Редуктор отбора мощности располагался между компрессором и турбинами. Камера сгорания такого же типа, как и в ГТД-3Т, располагалась на противоположном относительно воздухозаборника компрессора конце двигателя. Одноступенчатый центробежный компрессор приводился во вращение от турбины с помощью вала, который проходил внутри вала турбины. Компрессор — одноступенчатый, центробежный. Этот двигатель лучше компоновался в МТО танка по сравнению с остальными вариантами, предложенными кафедрой двигателей Академии, и газотурбинным двигателем ГТД-3Т конструкции ОКБ-29.

В трехвальном варианте ГТД с теплообменником и холодильником расположение силовой турбины (на последней ступени расширения) позволяло применить для нее РСА, использование которого улучшало экономичность двигателя на частичных нагрузках и обеспечивало торможение машины двигателем. В этом варианте двигателя блок турбокомпрессора низкого давления находился параллельно турбокомпрессору высокого давления, камере сгорания и силовой турбине (последние размещались соосно).

SuRuPzWg0613.jpg SuRuPzWg0612.jpg

Гусеничный бронетранспортер БТР-5О («Объект 211») с ГТД-350 и его продольный разрез.

Данный вариант ГТД, по мнению специалистов Академии, наиболее полно удовлетворял специальным требованиям, предъявлявшимся к танковым двигателям.

Результатом работ по второму направлению в период 1961 -1965 гг. стала разработка и изготовление в ОКБ-6 ЧТЗ совместно с НИИД первого отечественного танкового газотурбинного двигателя ГТД-700 мощностью 515 кВт (700 л.с.) с теплообменником. Этот ГТД предназначался к установке в опытный танк «Объект 775Т» с управляемым ракетным оружием. В 1965 г. на ЧТЗ собрали первые два ГТД-700 и приступили к их доводочным испытаниям. Дальнейшие исследования по установке двигателей в танк «Объект 775Т» продолжились во втором послевоенном периоде.

Первые результаты испытаний опытных танков с газотурбинными двигателями ГТД-3Т, проведенные в 1961—1965 гг., и анализ различных схем компоновок, выполненных в НИР, подвели отечественных конструкторов (в первую очередь из КБ Уралвагонзавода) к выводу о нецелесообразности приспособления вертолетных ГТД для работы в танке из-за большого расхода топлива, недостаточной эффективности существовавших систем воздухоочистки, необходимости больших переделок корпуса в районе МТО и большой трудоемкости производства. Окончательное решение о бесперспективности этого направления НИОКР приняли уже во второй половине 1960-х гг. Необходима была разработка специальной танковой ГТСУ. Изыскание наиболее целесообразной конструкции такой установки для перспективного отечественного среднего (основного) танка продолжилось в КБ заводов и НИИ промышленности, а также в Военной академии бронетанковых войск во втором послевоенном периоде.

НИОКР по созданию ГТД для танков, выполненные в 1956-1965 гг., позволили сформировать научно-технический задел, использованный впоследствии в ОКБ-117 завода им. В.Я. Климова при разработке танкового газотурбинного двигателя ГТД-1000Т. Двигатель, изготавливавшийся серийно, устанавливался на основном танке Т-80 («Объект 219»), производство которого было организовано во втором послевоенном периоде на ЛКЗ и заводе №174 в Омске.

Оглавление