Оглавление

По предложению представителей Белорусского военного округа дополнительными емкостями для топлива служили два специально изготовленных бака по 170 л каждый. Баки крепились на корме танка и через систему трубопроводов включались в топливную систему двигателя. Дополнительные баки не ограничивали вращения башни при максимальном угле склонения пушки. Этот вариант увеличения запаса хода танка также не получил применения из-за использования нестандартной тары в качестве дополнительных емкостей и трудностей соблюдения технологии (бакелитирование) при изготовлении баков в войсках.

Представители завода №183, в свою очередь, предложили использовать две стандартные бочки емкостью 200 л, которые крепились к кормовому броневому листу танка Т-54 на четырех специальных кронштейнах. В ходе испытаний было установлено, что дополнительное оборудование не мешало танку преодолевать вертикальные препятствия и не ограничивало средние скорости движения машины. Установка бочек на корме танка не препятствовала доступу к агрегатам танка при их обслуживании и ремонте. Заправка топлива из дополнительных бочек в топливную систему танка производилась с помощью штатных заправочных средств обычным способом. В то же время исключались возможность применения дымовых шашек при постановке дымовых завес и поворот пушки на корму при углах возвышения пушки меньше +4°. Предложение завода №183 было рекомендовано для практического использования. При установке дополнительных топливных бочек запас хода танка Т-54 увеличился на 50%, танка Т-10 - на 44 %.

Таблица 35. Характеристики подвижности отечественных и зарубежных танков первого послевоенного периода

Марка танка

Тип танка

Vmax,  км/ч

Запас хода, км

Клиренс, мм

Рср, кПа (кгс/см2)

Преодолеваемые препятствия

Удельная мощность, кВт/т (л.с./т)

Отношение L/B

ров, м

стенка, м

брод, м

 

СССР

ПТ-76Б

легкий

44/10*

370

370

50,0 (0,51)

2,8

1,1

плавает

11,9 (16,2)

1,44

Т-44М

средний

57

440

430

84,3 (0,86)

2,5

0,73

1,3

11,9 (16,2)

1,49

Т-54

средний

50

330

425

79,5 (0,81)

2,7

0,8

1,4

10,6 (14,5)

1,45

Т-55

средний

50

500

425

79,5 (0,81)

2,7

0,8

1,4 / 5**

11,8 (16,1)

1,45

Т-62

средний

50

450

430

73,6 (0,75)

2,85

0,8

1,4 / 5**

11,5 (15,7)

1,6

«Объект 167»

средний

61

500

482

71,6 (0,73)

2,85

0,8

1,4 / 5**

14,0 (19,1)

1,61

«Объект 432»

средний

65

650

475

77,5 (0,79)

2,9

0,8

1,0 / 5**

15,1 (20,6)

1,53

ИС-4

тяжелый

43

320

410

91,2 (0,93)

2,8

0,9

1,5

9,2 (12,5)

1,75

Т-10

тяжелый

42

230

456

75,5 (0,77)

3,0

0,9

1,5

10,3 (14,0)

1,71

Т-10М

тяжелый

50

350

460

75,5 (0,77)

3,0

0,9

1,5 / 5**

10,7 (14,6)

1,71

США

М41

легкий

62

161

450

70,6 (0,72)

1,85

0,7

1,2 / 5**

15,7 (21,3)

1,19

М46

средний

48

120

470

91,2 (0,93)

2,36

0,92

1,22

13,7 (18,6)

1,5

М47

средний

50

126

470

91,2 (0,93)

2,36

0,92

1,22

13,5 (18,4)

1,4

М48

средний

50

160

395

82,4 (0,84)

2,36

0,92

1,22

13,2 (18,0)

1,37

М48А2

средний

45

310

360

79,5 (0,81)

2,36

0,92

1,22

12,7 (17,3)

1,37

М60

основной

48

500

460

85,3 (0,87)

2,59

0,91

1,22 / 5**

11,8 (16,1)

1,45

М60А1

основной

48

500

460

89,2 (0,91)

3,05

0,91

1,22 / 5**

11,3 (15,4)

1,45

М103

тяжелый

34

160

390

87,3 (0,89)

2,3

0,9

1,2

10,9 (14,9)

1,47

Великобритания

«Центурион» Мк3

средний

34

190

400

90,2 (0,92)

3,25

0,9

1,45/2,9

9,4 (12,8)

1,72

«Центурион» Мк10

средний

35

140

457

92,2 (0,94)

3,35

0,9

1,45/2,9

9,3 (12,6)

1,71

«Чифтен» Мк1

основной

41

400

510

95,1 (0,97)

3,15

0,91

1,7/4,5

9,9 (13,4)

1,63

«Конкэрор» Мк1

тяжелый

34

150

510

93,2 (0,95)

3,35

0,9

1,45/3,0

9,0 (12,3)

1,55

Франция

АМХ-13

легкий

65

400

370

73,6 (0,75)

1,9

0,65

0,6

12,6 (17,2)

1,3

АМХ-30

основной

65

500

450

75,5 (0,77)

2,89

0,93

2,2 / 5**

14,7 (20,0)

1.52

ФРГ

«Леопард-1»

основной

64

560

456

84,3 (0,86) 3,05  1,15

2,25/4**

15,3(20,8)

1,56

Швеция

Strv 103А

основной

60

340

500

88,3(0,9)

2,3

0,8

1,5

11,3 (15,4)

1,23

Примечания: Vmaxмаксимальная скорость по шоссе, Рср среднее давление на грунт, L длина опорной поверхности гусениц, В ширина колеи.
* В знаменателе указана скорость на плаву.
** Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ.

В 1960 г. в проектно-конструкторском бюро ЦЭЗ №1 по предложению Е.Р. Урванцева разработали и изготовили мобильный одноколесный бронированный прицеп для танков Т-54 и Т-55, предназначавшийся для транспортирования 1200 л дополнительного топлива. Прицеп прошел испытания на НИИБТ полигоне, но на снабжение принят не был, так как снижал маневренность и скорость танка.

SuRuPzWg0528.jpg

Испытания танка Т-54 с мобильным одноколесным бронированным прицепом с емкостью для 1200 л топлива.

По отдельным показателям подвижности, таким как среднее давление на грунт, запас хода, отечественные средние танки Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-62, а тяжелые Т-10 и Т-10М - и по максимальной скорости, превосходили выпускавшиеся одновременно с ними однотипные зарубежные танки: М47, М48, М103 (США), «Центурион» и «Конкэрор» (Великобритания). Несмотря на меньшую удельную мощность, советские средние танки имели такие же максимальные и средние скорости движение, что и американские машины. Это объяснялось низким КПД и неудовлетворительной характеристикой входа гидромеханических трансмиссий американских танков. Легкий танк ПТ-76 уступал однотипным танкам АМХ-13 (Франция) и М41 (США) по величине удельной мощности, максимальной скорости движения по суше, однако оба иностранных танка не были плавающими и имели худшие показатели проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Существенный скачок в повышении характеристик подвижности новых зарубежных танков М60 (США), «Чифтен» (Великобритания), «Леопард-1» (ФРГ) и АМХ-30 (Франция) обеспечило применение в них дизельных и многотопливных (ограниченной многотопливности) двигателей, поставив эти машины по запасу хода на один уровень с отечественными танками. По величине удельной мощности на первое место вышли танки «Леопард-1» (ФРГ) и АМХ-30 (Франция). В этом отношении танку «Леопард» незначительно уступал новый отечественный танк «Объект 432», который по запасу хода все же превосходил его. Характеристики подвижности отечественных и зарубежных танков приведены в таблице 35.

Улучшение характеристик подвижности новых зарубежных танков, появившихся в середине 1960-х гг., потребовало предъявления повышенных требований к аналогичным характеристикам перспективных отечественных танков. К реализации этих требований отечественные конструкторы приступили уже во втором послевоенном периоде.

Оглавление