Оглавление

SuRuPzWg0486.jpg SuRuPzWg0488.jpg
Установка дымовых шашек БДШ-5 на корме танка Т-54.

Установка системы ТДА в танке Т-62. Крупным планом показана форсунка системы ТДА, устанавливавшаяся в выпускных коллекторах двигателя.

SuRuPzWg0487.jpg SuRuPzWg0489.jpg
Постановка дымовой завесы с помощью дымовых шашек БДШ-5.

Постановка дымовой завесы танком ИС-3 с помощью системы ТДА.

Основной режим работы комплекса активной защиты был автоматический, но предусматривался и ручной режим управления для поражения пулеметным огнем зенитных целей и живой силы противника, находившейся вблизи танка. Результаты исследования данной защиты танков от воздействия на них ПТУР использовались при дальнейшей разработке активной защиты по теме НИР «Защита» в 1961—1965 гг. Созданием аппаратуры обнаружения ПТУР в полете для этой активной защиты занимался Госкомитет по радиоэлектронике. Однако дальнейшие работы по использованию пулеметных установок для уничтожения подлетающих ПТУР из-за малой эффективности, большой громоздкости, а также проблем с размещением боекомплекта прекратили.

Как известно, одним из средств повышения защищенности танков на поле боя является маскировка. После окончания войны для постановки дымовых завес первоначально использовались дымовые шашки МДШ и БДШ-5 одноразового использования, получившие широкое распространение на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Впоследствии была разработана система ТДА30 многократного действия для постановки аэрозольных (дымовых) завес, которая заменила применявшиеся на танках дымовые шашки.

Термодымовую аппаратуру для среднего танка Т-54 разработали в КБ харьковского завода №75 в 1955—1956 гг. Изготовленный в 1956 г. опытный образец танка Т-54 («Объект 442») с ТДА успешно прошел заводские и полигонные испытания. После доработки конструкции термодымовой аппаратуры по результатам испытаний и отработки ее документации для серийного производства, в 1958 г. она была установлена на среднем танке Т-55. В этом же году на НИИБТ полигоне прошла испытания система ТДА, созданная конструкторским бюро ЧКЗ для тяжелого танка Т-10А. Доработанная конструкция термодымовой аппаратуры по результатам проведенных в 1959 г. испытаний была рекомендована для установки в тяжелый танк Т-10М. Одновременно система ТДА прошла испытания на тяжелом танке ИС-3. К концу рассматриваемого периода все производившиеся серийно советские танки имели систему ТДА, а на ранее выпущенных танках она устанавливалась на ремонтных заводах МО при капитальном ремонте.

Активное участие в создании системы ТДА в конце 1950-х гг. приняли и сотрудники проектно-конструкторского бюро ЦЭЗ №1 под руководством ведущего конструктора Ю.Л. Новикова. Помимо разработки различных систем ТДА для танков ими была спроектирована специальная установка для постановки дымовой завесы с использованием газотурбинного двигателя, который размещался на специальном прицепе к танку. Был изготовлен и испытан опытный образец, но серийно эта установка не выпускалась.

Несмотря на разработанные еще до войны способы и методы деформирующего окрашивания, все советские бронированные машины на заводах-изготовителях в первый послевоенный период окрашивались в защитный цвет. Окраска маскировочными красками и правила их нанесения на военную технику в особый период (войны) определялись Наставлением по войсковой маскировке (часть 11) 1956 г. Однако с 1964 г. в филиале ВНИИ-100 по заданию Министерства обороны развернулись НИР по оптической маскировке объектов бронетанковой техники. Совместно с Казанским химико-технологическим институтом были разработаны комплекты маскировочных эмалей для маскировки танков на различных фонах местности, а также для их однотонной окраски. Проведенные совместно с ЦНИИ им. Карбышева и НИИБТ полигоном испытания танков с различными вариантами окраски с использованием новых для того времени приборов ночного видения показали, что однотонная окраска на различных фонах местности не эффективна, а для лучшей маскировки танка необходим принцип окраски пятнами. Но такая деформирующая окраска отечественных танков была введена только во второй половине 1980-х гг. Кроме того, на НИИБТ полигоне в 1949 г. для лучшей маскировки различных образцов бронетанковой техники (танки Т-34-85, Т-54, ИС-3, ИС-4, самоходные установки СУ-76М и ИСУ-152) были разработаны и прошли испытания маскировочные накидки «Паучок». Использование этих маскировочных накидок в ходе ведения боевых действий предусматривалось как при расположении танков и самоходных установок на местности (в окопе), так и при движении на поле боя (на марше).


30 Термодымовая аппаратура (ТДА) - аппаратура термического испарения в выпускных коллекторах работающего двигателя части топлива из топливной системы силовой установки с последующей конденсацией его паров в атмосферу для создания дымовой завесы. При работе аппаратуры расход топлива составлял 10 л/мин, поэтому время постановки дымовой завесы не должно было превышать 10 мин.

Оглавление