Оглавление

SuRuPzWg0424.jpg

SuRuPzWg0426.jpgSuRuPzWg0425.jpg

SuRuPzWg0433.jpg
Конструкция комбинированной броневой защиты лобовой части башни
SuRuPzWg0434.jpg
CHIEFTAIN MK.5/2 SCHEME 1 APPENDIX В SHEET 1 Конструкция комбинированной броневой защиты лобовой части корпуса.
SuRuPzWg0428.jpgSuRuPzWg0427.jpg

SuRuPzWg0430.jpg SuRuPzWg0429.jpg

SuRuPzWg0431.jpg

SuRuPzWg0432.jpg

CHIEFTAIN МK5/2 SCHEME 2 APPENDIX B SHEET 2 Схема технологического процесса отливки башни танка «Объект 432» с полостями под алюминиевый сплав.
Варианты установки модулей комбинированной брони «Берлингтон» на танке «Чифтен» Мк5/2.  

Первым в мире танком с применением комбинированных броневых преград стал опытный средний танк «Объект 432», разработанный в Харькове на заводе им. Малышева. Танк «Объект 432» имел в верхней носовой части корпуса комбинированную броневую преграду, состоявшую из последовательно расположенных в одном пакете стального листа толщиной 80 мм, двух листов стеклотекстолита толщиной по 52 мм и стального 20-мм листа. Для снижения бронепробиваемости бронебойных и кумулятивных снарядов угол наклона верхней лобовой детали корпуса от вертикали был увеличен до 68°. Конструкция комбинированной броневой преграды обеспечивала защиту от иностранных 105-мм кумулятивных, а также бронебойно-подкалиберных снарядов с сердечником из карбида вольфрама или вольфрамового сплава при обстреле с дальности свыше 500 м. Литая башня танка имела специальные полости в лобовой части, которые первоначально заполнялись вставками из алюминия, а впоследствии из-за недостаточной ударной стойкости при обстреле бронебойно-подкалиберными снарядами, были заменены ультрафарфоровыми стержнями, а затем ультрафарфоровыми шарами. Одновременно с отработкой конструкции башни с наполнителем из ультрафарфора в филиале ВНИИ-100 по предложению В.В. Иерусалимского была разработана конструкция башни с применением высокотвердых вставок из стали, предназначавшихся для изготовления снарядов. Эти вставки, подвергнутые термической обработке по методу дифференциальной изотермической закалки, имели особо твердую сердцевину и относительно менее твердые, но более пластичные наружные поверхностные слои. Изготовленная опытная башня с высокотвердыми вставками показала при обстреле даже лучшие результаты по стойкости, чем с залитыми керамическими шарами. Недостатком башни с высокотвердыми вставками являлась недостаточная живучесть сварного соединения между подпорным листом и опорой башни, которое при ударе бронебойно-подкалиберного снаряда разрушалось без пробития.

В процессе изготовления опытной партии башен с высокотвердыми вставками оказалось невозможно обеспечить минимально необходимую ударную вязкость (высокотвердые вставки изготовленной партии при снарядном обстреле дали повышенное хрупкое разрушение и пробитие). От дальнейших работ в этом направлении отказались.

Технология отливки башен с керамическим (ультрафарфоровым) наполнителем была отработана в результате совместной работы ВНИИ-100, харьковского завода №75, Южно-Уральского завода радиокерамики, ВПТИ-12 и НИИБГ полигона. Максимальная толщина лобовой брони башни составляла 450 мм. При обстреле башня с комбинированной броней обеспечивала полную защиту от 85-мм и 100-мм кумулятивных снарядов, 100-мм бронебойных тупоголовых снарядов и 115-мм подкалиберных снарядов при курсовых углах обстрела ±40°, а также защиту от 115-мм кумулятивного снаряда при курсовом угле обстрела ±35° с вероятностью 0,75.

До появления танка «Объект 432» все бронированные машины имели монолитную или составную броню. С использованием опыта работы над комбинированной броней корпуса этого танка в 1961—1964 гг. конструкторскими бюро заводов ЛКЗ и ЧТЗ совместно с ВНИИ-100 и его московским филиалом были разработаны варианты корпусов с комбинированной броней для танков с управляемым ракетным вооружением: «Объект 287», «Объект 288», «Объект 772» и «Объект 775». Опытные образцы танков «Объект 287», «Объект 775» и ходовой макет «Объект 288» были изготовлены в металле в 1962— 1967 гг.

Оглавление