Оглавление

Как уже отмечалось, использование литых конструкций, значительных толщин и больших углов наклона лобовых броневых листов корпуса от вертикали было характерным и для зарубежных тяжелых и средних танков первого послевоенного периода. Все серийные зарубежные танки имели литые башни сферических форм с дифференцированием толщин по периметру в пользу лобовых секторов. В американском танкостроении наряду с использованием цельнолитых башен широко применялись и цельнолитые корпуса. Однако литые корпуса американских танков: средних М48, М60 и тяжелого М103 вместе с достоинствами в виде высокой технологичности производства и рационального дифференцирования толщин брони имели и известные недостатки (меньшая, по сравнению с катаной броней, стойкость против бронебойных снарядов и бронебойно-фугасных снарядов с пластическим ВВ и деформируемой головной частью). К числу последних, как показал опыт боевого использования танков М48 и М60, добавились низкая живучесть и сложность ремонта. При боевых повреждениях (подрыв на мине, пробитие брони) для устранения возникших деформаций и сквозных пробоин литых корпусов этих танков требовался ремонт только в заводских условиях.

Основные характеристики броневой защиты некоторых отечественных и зарубежных танков и сравнительные данные по их противоснарядной стойкости основного бронирования при обстреле бронебойными снарядами представлены в таблицах 30 и 31.

Из приведенных в таблице 31 данных видно, что отечественные танки по основным характеристикам броневой защиты по сравнению с зарубежными танками имели большую стойкость от бронебойных снарядов.

Что касается совершенствования противопульной броневой защиты серийных легких танков ПТ-76 (ПТ-76Б), то оно велось в направлении обеспечения защищенности от крупнокалиберных бронебойных пуль Б-32 калибра 14,5 мм с начальной скоростью 1000 м/с за счет применения разнесенной броневой защиты корпуса и совершенствования его формы с сохранением необходимого запаса плавучести. Обеспечение запаса плавучести легкого плавающего танка при его определенных боевой массе и размерах, накладывало свои требования к форме его броневого корпуса.

В 1957-1958 гг. в ЦНИИ-48 для улучшения броневой защиты танка ПТ-76 были разработаны схемы противопульной броневой защиты, выполненных по типу «блок-пакета». «Блок-пакет» представлял собой двухпреградную противопульную броневую защиту, изготовленную из броневых листов высокой твердости одинаковой толщины с расстоянием между ними, равным 1-2 калибрам пули. Кроме того, для улучшения броневой защиты были разработаны схемы двухпреградной броневой защиты с листами из марок обычной танковой брони с расстоянием между ними в 30-50 калибров (схемы броневой защиты такого типа имели широкое распространение на боевых кораблях и бронекатерах ВМФ).

Проведенные в ЦНИИ-48 исследования показали, что первый лист, выполненный из брони высокой твердости, обеспечивал разрушение сердечника бронебойной пули, при этом, его толщина должна была быть минимально необходимой для надежного разрушения сердечника при заданном угле наклона (не менее 10-15°). Второй лист, выполненный из брони средней твердости, задерживал осколки разрушенного сердечника. Стойкость броневой защиты легкого танка могла быть улучшена (до 20% по массе второй преграды) в случае использования в качестве материала для второго листа алюминиево-магниевого сплава типа АМГ-7.

Сравнительные испытания двухпреградных и однослойных броневых защит показали, что применение двухпреградных схем позволяло существенно уменьшить массу броневых конструкций, предназначавшихся для защиты от различных крупнокалиберных пуль. Для использования двухпреградных схем бронирования достаточно было разместить все основные внутренние агрегаты и экипаж танка в пространстве меньшем, чем ограниченное наружными обводами корпуса.

Таблица 30. Основные характеристики броневой защиты отечественных и зарубежных танков*

Элементы броневой защиты

Средние танки

Тяжелые танки

СССР

США

Великобр.

СССР

США

Великобр.

Франция

Т-55

«Объект 430»

М48А2

«Центурион» Мк7

Т-10

«Объект 770»

«Объект 279»

М103

«Конкэрор»

АМХ-50

Корпус:

сварной

сварной

литой

сварной

сварной

литой

литой

литой

сварной

сварной

верхняя лобовая

100/60

120/60 40/80

110/60

76/57

60/78** 120/55"*

138/60 110/66 85/71

269/45 192/60 93/75

160/60 70/67

130/60

120/50

нижняя лобовая

100/55

120/55

102/35 63/53

76/46

120/50

187/42 156/51

258/45 181/60 121/70

125/50 65/50

76/60

-

верхний пояс борта

80/0

55/50

76/0 51/0

51/12

120/47 80/62

86/67

182/45 150/55 100/65

51/40

51/0

100/0

нижний пояс борта

80/0

80/0

90/35

51/12

80/10

105/0

182/45 150/55 100/65

44/30

51/0

100/0

Башня:

литая

литая

литая

литая

литая

литая

литая

литая

литая

литая

лоб

180/30 150/45 100/60

212/30 205/35 189/44

178/20-50

152/0-5

201/24 170/38 129/54

260/30 184/50 90/70

305/30 251/40 217/50

127/50

150/0-30

100/0

борт

158/15 140/30 115/45

170/35 150/40 135/45 130/50

115/28 76/12 65/33

90/0 90/10

148/45 122/55 102/65

208/35 152/50 80/70

305/30 257/40 217/50

137/20 70/40

89/30

-

* В числителе толщина брони в мм, в знаменателе угол наклона от вертикали. ** Деталь имеет подворот 45°. *** Деталь имеет подворот 40°.

Таблица 31. Сравнительные данные по противоснарядной стойкости основного бронирования отечественных и зарубежных танков

Элементы броневой защиты

Средние танки

Тяжелые танки

дистанции непробития при обстреле 100-мм бронебойными снарядами с бронебойным наконечником и начальной скоростью 900 м/с

дистанции непробития при обстреле 122-мм бронебойными снарядами с бронебойным наконечником и начальной скоростью 900 м/с

курсовой угол обстрела, град.

СССР

США

Великобр.

курсовой угол обстрела, град.

СССР

США

Великобр.

Франция

Т-55

«Объект 430»

М48А2

«Центурион» Мк7

Т-10

«Объект 770»

«Объект 279»

М-103

«Конкэрор»

АМХ-50

Башня

лоб

0-45

1800

1000

3100

2600

0-60

3100

800

не пробив.

2200

4300

**

борт

45

80

не пробив.

5100

2000

60

1000

600

не пробив.

4700

**

7100

Корпус

верхняя лобовая

0

не пробивается

2200

0

не пробив.*

200

400

не пробив.

2200

нижняя лобовая

0

не пробивается

3100

4400

0

1700

1400

4000

**

верхняя лобовая

22,5

не пробивается

1500

45

700*

не пробивается

нижняя лобовая

22,5

не пробивается

2600

3800

45

не пробивается

1400

**

верхний пояс борта

22,5

не пробивается

1900

45

не пробивается

4900

1400

3600

нижний пояс борта

22,5

не пробивается

200

1900

45

3100

4400

не пробив.

4900

4300

3600

* Деталь подвернута на 40°. ** Данные отсутствуют.

Оглавление