Оглавление

В послевоенный период были исследованы три типа механизмов заряжания — с боеукладкой, жестко связанной с орудием; с переменным и с постоянным углами заряжания.

В механизме заряжания первого типа боеукладка закреплялась на качающейся части пушки, поэтому траектория движения выстрела при заряжании пушки не зависела от ее положения. Механизм был прост по устройству и обеспечивал наибольшую скорострельность по сравнению с механизмами заряжания других типов. Однако большие неиспользуемые объемы, описываемые боеукладкой при качании пушки, требовали значительного увеличения размеров боевого отделения, и поэтому механизмы заряжания первого типа могли применяться только для орудий небольшого калибра с относительно малым числом коротких унитарных выстрелов в боеукладке. Кроме того, нарушение уравновешенности качающейся части пушки по мере расхода боекомплекта затрудняло стабилизацию орудия в вертикальной плоскости. Перечисленные недостатки исключали его использование на средних и тяжелых танках.

SuRuPzWg0087.jpg SuRuPzWg0088.jpg
Схема механизма заряжания танка «Объект 279».
SuRuPzWg0089.jpg
Механизм заряжания 130-мм пушки танка «Объект 279».
SuRuPzWg0090.jpg
Схемы автоматов заряжания:

а - первого типа с качающейся боеукладкой; б - разновидность механизма первого типа, установленного в качающейся башне танка АМХ-13; в - второго типа с выведением выстрела к пушке; г - третьего типа с выведением пушки на угол заряжания.

Механизм заряжания 73-мм орудия легкого танка «Объект 911 Б», устанавливавшийся в кормовой нише башни.

В механизме заряжания второго типа боеукладка крепилась в корпусе или в башне, и выстрел подавался на линию заряжания при любом положении пушки. Конструкция механизма заряжания была очень сложной, так как для обеспечения движения выстрела по переменной траектории она должна была иметь кроме механизированной боеукладки еще три сложных механизма — передачи, выведения и досылания. В танке с классической схемой компоновки применение механизмов заряжания второго типа в большинстве случаев оказалось нецелесообразным, так как оно требовало больших размеров кормовой части боевого отделения для подачи выстрела при любых положениях орудия. Более простую конструкцию механизма заряжания удалось получить в шведском безбашенном танке Strv-103 при неподвижном закреплении в корпусе одновременно пушки и боеукладки.

Исходя из анализа схем механизмов заряжания и учитывая условия их размещения в танке, наиболее целесообразным являлось использование механизмов заряжания третьего типа. Боеукладка была закреплена в башне, и пушка после выстрела приводилась на постоянную линию заряжания с последующим возвращением в исходное положение после заряжания. Механизм заряжания этого типа позволял более рационально задействовать свободные объемы боевого отделения, но имел сравнительно меньшую скорострельность при стрельбе с большими углами возвышения и затруднял наблюдение за целью при отсутствии приборов с независимой стабилизацией поля зрения. В отечественных танках получили распространение механизмы заряжания третьего типа.

Применение механизма заряжания помимо увеличения скорострельности позволяло увеличить возимый боекомплект выстрелов за счет использования части объема боевого отделения, занимаемого ранее заряжающим.

Вместе с тем требовалось решать проблему снижения загазованности обитаемых отделений танка при стрельбе как одного из важных условий сохранения боеспособности экипажа. Это было связано с увеличением калибра танковых орудий, применением в артиллерийских выстрелах новых высококалорийных порохов, увеличением скорострельности танковых пушек за счет механизации процесса заряжания, герметизацией обитаемых отделений и уменьшением забронированного объема, приходящегося на одного члена экипажа. Герметизация обитаемых отделений обеспечивалась введением системы противоатомной защиты, а уменьшение забронированного объема танка в то время считалось основным способом совершенствования его общей компоновки.

Оглавление