Оглавление

SuRuPzWg0065.jpg

Легкие танки «Объект 911Б» и ПТ-76Б

Расположение смотровых приборов в высшей точке машины позволяло механику-водителю самостоятельно, без помощи командира, ориентироваться на местности, а на плавающих танках — и при движении на плаву. Размещением механика-водителя рядом с командиром танка ликвидировалось то положение, когда движением танка фактически управляли два человека, не всегда понимавшие друг друга в экстремальной обстановке. Перенос рабочего места механика-водителя из носовой части танка в центральную часть корпуса значительно уменьшал вероятность поражения механика-водителя при взрыве противотанковой мины. Кроме того, обеспечивался свободный выход механика-водителя через персональный люк в башне, что было особенно важно при движении легкого танка на плаву, и существенно уменьшались ускорения вертикальных колебаний на его рабочем месте при движении по неровностям пути.

В бою при классической схеме компоновки ствол орудия чаще всего перемещался по горизонтали над крышкой люка механика-водителя, препятствуя свободному выходу механика-водителя из машины в случае необходимости. Кроме того, при попадании снаряда в лобовую часть башни механик-водитель оказывался в легко уязвимом месте, так как снаряд действовал по броне фактически над его головой. Размещение механика-водителя в башне не имело указанных недостатков. При концентрированном расположении экипажа в одном небольшом объеме появилась возможность создать внутри танка специальную броневую капсулу. Так как капсула была по размерам мала в сравнении с корпусом, то ценой относительно небольшого увеличения массы стало возможным резко улучшить защиту экипажа как от обычных средств поражения (ОСП), так и от оружия массового поражения (ОМП).

Впервые это техническое решение было реализовано конструкторским бюро ВгТЗ в опытном легком танке «Объект 911Б». Бронирование капсулы повышало защиту экипажа как от ОСП, так и от ОМП. Лобовой лист корпуса стал защитным экраном, отнесенным на расстояние, гарантировавшее защиту капсулы от поражения кумулятивными боеприпасами. При пожаре в танке благодаря герметичности капсулы стало возможным применение более эффективных пожаротушащих составов неограниченной концентрации и токсичности, что было исключено при отсутствии изоляции экипажа. Обеспечивался независимый от работы двигателя воздушный тракт боевого отделения, что гарантировало защиту экипажа от химического и бактериологического оружия не только при движении по суше, но и на плаву.

SuRuPzWg0066.jpg SuRuPzWg0067.jpg
Расположение механика-водителя в башне легкого опытного танка «Объект 911Б». Шестеренчатая передача для обеспечения управления движением танка из вращающейся башни.

В конструкторском бюро ММЗ под руководством Н.А. Астрова был создан макет рабочего места механика-водителя, расположенного на подвесном полике башни, но без его перемещения относительно башни. У механика-водителя устанавливался специальный смотровой прибор, поворачивавший поле зрения вокруг вертикальной оси при вращении башни. Испытания показали, что вращение башни дезориентировало механика-водителя при управлении движущимся танком. Находясь боком или спиной к направлению движения танка, механик-водитель не мог не замечать своего положения. В то же время если лицо механика-водителя оставалось обращенным в направлении движения танка при поворотах башни, то вращение башни не мешало работе механика-водителя.

Оглавление