Оглавление

SuRuPzWg0040.jpg

Танки США 1950-х гг. (слева направо): танк М103 со 120-мм пушкой, танки М48 и М47 с 90-мм пушкой и легкий танк М41 с 76-мм пушкой.

SuRuPzWg0041.jpg  
Тяжелый танк М103 (США).  
SuRuPzWg0042.jpg SuRuPzWg0043.jpg
Танк «Центурион» Мк7 с 83,4-мм пушкой (Великобритания). Тяжелый танк «Конкэрор» (Великобритания).

Каркасные плавсредства имели небольшие массу и размеры в походном положении, невысокую стоимость и достаточно малое время подготовки установки (20—30 мин.). В отличие от ОПВТ они не требовали продолжительной и трудоемкой разведки дна реки и не имели ограничений по глубине преодолеваемых водных преград. Кроме создания индивидуальных плавсредств в нашей стране проводились испытания первого в мире танкодесантного средства на подводных крыльях.

В годы Великой Отечественной войны выявилась острая необходимость в танковой навигационной аппаратуре, особенно для командирских танков и командно-штабных машин. В результате проведенных после войны исследований в этом направлении на указанных машинах стала устанавливаться танковая навигационная аппаратура «Янтарь-Трасса», а затем — более совершенная аппаратура ТНА-2 «Сетка».

В послевоенные годы для определения направлений дальнейшего развития отечественного танкостроения необходимо было решить два принципиальных вопроса: какой тип танка составит основу танкового парка Советской Армии и, следовательно, какому боевому свойству нужно отдать предпочтение — подвижности или защищенности, и какое должно быть на танке основное оружие — пушечное, ракетное или комбинированное? Единого мнения по этим вопросам не существовало ни у нас, ни за рубежом.

Так, в начале 1950-х гг. в США и Великобритании была принята классификация танков по калибру основного оружия, согласно которой танки подразделялись на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные. Если придерживаться существовавшей в то время в СССР классификации танков по величине боевой массы машины, то в первое послевоенное десятилетие в Великобритании серийно выпускались только тяжелые танки «Центурион» (среднепушечный) и «Конкэрор» (тяжелопушечный), в США — легкие танки М41 и тяжелые танки М46, М47, М48 (среднепушечные) и М103 (тяжелопушечный), а во Франции — только легкие танки АМХ-13 «Тюренн».

Сторонники легких танков утверждали, что поскольку ПТУР способны пробивать монолитную броневую преграду любой толщины, какую реально можно было иметь на танках, то не имело смысла создавать танки с мощной броней. Однако жизнь опровергла это утверждение. Как известно, в Советском Союзе проблему создания танка с противоснарядной броней пришлось решать уже во второй половине 1930-х гг. в связи с применением во время гражданской войны в Испании в 1936—1939 гг. противотанковой артиллерии против танков Т-26 и БТ-5 советского производства, имевших противопульную броню. В результате проведенных работ по созданию новых танков к началу Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии поступили танки Т-34, КВ-1 и КВ-2 с противоснарядной броневой защитой.

Таблица 3

Танки первого послевоенного периода

Год начала выпуска

СССР

США

Великобритания

Франция

Тяжелые

Средние

Легкие

Тяжелые

Легкие

Тяжелые

Легкие

1947

ИС-4

Т-54

«Центурион»

1948

М46

1950

М41

1951

АМХ-13

1952

ПТ-76

1953

Т-10

1954

«Конкэрор»

1955

Т-54А

1956

Т-10А

М103

М41А2

1957

Т-54Б

1958

Т-10М

Т-55

М48А3

1959

ПТ-76Б

1960

М60

1961

Т-62

1962

Т-55А

Оглавление