Оглавление

SuRuPzWg0036.jpg SuRuPzWg0037.jpg
Тяжелый танк Т-10 на испытаниях. Средний танк Т-54.
SuRuPzWg0039.jpg SuRuPzWg0038.jpg
Средний танк Т-55. Средний танк Т-62.

В конце первого послевоенного периода на всех танках стали использоваться автоматические системы ППО с более эффективным и значительно менее токсичным пожаротушащим составом. Если до середины 1950-х гг. в полуавтоматических и автоматических системах ППО применялись термоизвещатели и термозамыкатели, то к концу рассматриваемого периода все танковые системы ППО были автоматическими и имели унифицированные термодатчики ТД-1. В баллонах ППО вместо углекислоты стал применяться пожаротушащий состав «3,5», включавший бромистый этил, углекислоту и сжатый воздух. Для постановки дымовых (аэрозольных) завес все серийные танки с 1958 г. оснащались встроенной термодымовой аппаратурой многократного действия.

В области повышения подвижности отечественным конструкторам в соответствии с новыми оперативно-тактическими требованиями удалось увеличить средние скорости движения и запас хода танков, улучшить их маневренность и проходимость, а для легких танков — обеспечить плавучесть и авиатранспортабельность. Скорости движения, маневренность и запас хода во многом определялись мощностью, экономичностью, многотопливностью и приемистостью двигателя, возможностью его работы в различных климатических условиях, в горах, под водой и на местности, зараженной радиоактивными веществами.

На серийных средних и тяжелых танках в течение всего первого послевоенного периода продолжали устанавливать V-образные четырехтактные дизели типа В-2, т.е. модификации проверенного в боевых условиях танкового двигателя, и механические трансмиссии. На легком танке использовался дизель В-6 — однорядный с вертикальным расположением шести цилиндров двигатель из семейства дизелей В-2. Одновременно проводились НИОКР по созданию и применению на танках газотурбинных двигателей, двухтактных дизелей типа 5ТД и четырехтактных форсированных дизелей типа В-2 и УТД.

Для увеличения запаса хода кроме создания более экономичного танкового двигателя усилия конструкторов были направлены на увеличение емкости топливных баков, расположенных внутри броневого корпуса, в том числе за счет использования баков-стеллажей, и совершенствование конструкций агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части.

Большое внимание уделялось вопросам пуска дизеля при низких температурах. Во время Великой Отечественной войны в танковых войсках применялись различные средства и способы предварительного подогрева двигателей танков в зимних условиях, но все они не удовлетворяли требованиям по обеспечению постоянной боеготовности танков. Основными средствами, использовавшимися для подготовки к пуску двигателей, являлись стационарные и передвижные водомаслогрейки, танковые дровяные печи и перевозимые на танке индивидуальные подогреватели. В качестве вспомогательных средств пуска двигателя на американских, британских и немецких танках применялись устройства для разжижения масла бензином, для подогрева всасываемого воздуха в момент пуска двигателя, а также устройства для пуска двигателя с помощью впрыска эфира во впускной коллектор.

На отечественных танках вспомогательные средства не применялись, так как пуск двигателя с помощью эфира был возможен только при прогретом двигателе и разжиженном бензином горячем масле, которое в этом случае теряло свои смазочные качества. Кроме того, впрыск эфира требовалось производить в точно дозированном количестве, соответствующем рабочему объему цилиндров двигателя, и при этом строго соблюдать дополнительные меры пожарной безопасности. Устройство подогрева поступающего в цилиндры двигателя воздуха в то время было несовершенным и не обеспечивало надежный безаварийный пуск двигателя.

Оглавление