Оглавление

SuRuPzWg0030.jpg SuRuPzWg0031.jpg
Эвакуационный танковый тягач Т-34-Т. Эвакуационный танковый тягач БТС-2
SuRuPzWg0032.jpg SuRuPzWg0033.jpg
Артиллерийский тягач АТ-П Стреловой полноповоротный кран СПК-5.
SuRuPzWg0034.jpg  
Эвакуационный танковый тягач БТТ-1.  

Для обеспечения качественного превосходства советского бронетанкового вооружения (в первую очередь — танков) над аналогичным зарубежным вооружением на научную основу была поставлена разработка тактико-технических требований на новые образцы боевых машин, заново отработана методика их испытаний, разработана система бронетанкового вооружения Советской Армии, отвечавшая требованиям того времени, а также организовано тесное взаимодействие научных организаций, заводов и конструкторских бюро. В апреле 1946 г. в составе ГБТУ был образован Научно-танковый комитет, первым председателем которого стал генерал-майор Н.И. Груздев, до этого назначения руководивший кафедрой танков Военной академии БТ и MB.

В первом послевоенном периоде еще больше возросла роль Академии бронетанковых и механизированных войск (с мая 1954 г. — Академия бронетанковых войск) как научного центра танковых войск. Не было ни одной проблемы как в области развития бронетанкового вооружения, так и в области применения танковых войск, которая решалась бы без участия академии. Вся работа коллектива ученых кафедр и научно-исследовательских лабораторий специально-технического профиля в академии была направлена на развитие теории и конструкции образцов бронетанкового вооружения и их элементов. Были выполнены фундаментальные исследования в области теории и конструкции танков и боевых колесных бронированных машин, разработаны методы расчета и проектирования современных танков и БТР, а также проведены научно-исследовательские работы по совершенствованию комплексов вооружения, защищенности, силовых установок, трансмиссий, ходовой части и электрооборудования танков.

Среди специально-технических кафедр академии с момента ее создания в 1932 г. ведущее место занимала кафедра танков, начальником которой с 1954 г. по 1975 г. был генерал-майор, профессор, доктор технических наук Л.В. Сергеев. Созданные на кафедре научные труды и учебники по теории, конструкции и расчету танков получили всеобщее признание и в течение длительного времени используются в специальных конструкторских бюро, научных организациях и высших военных учебных заведениях. В 1946—1950 г.г. на кафедре была создана и впоследствии постоянно совершенствовалась экспериментальная база, оснащенная уникальным стендовым оборудованием для выполнения научно-исследовательских работ. Проведенные с помощью этого оборудования исследования, в том числе совместно с конструкторскими бюро заводов и научными организациями танковой отрасли, внесли существенный вклад в развитие советского танкостроения.

Головной научно-исследовательской испытательной организацией в системе танковых войск был НИИБТ полигон в Кубинке, который в первом послевоенном периоде последовательно возглавляли генерал-майор танковых войск И.К. Романов и генерал-майоры инженерно-танковой службы Н.Н. Алымов, Н.В. Барыков и А.У. Тарасенко. Научно-исследовательские и испытательные работы, проводившиеся на полигоне, были направлены на повышение надежности, проходимости, средней скорости и броневой защиты, исследование путей повышения точности стрельбы, улучшение эксплуатации и ремонта различных образцов БТВТ.

Важное место в деятельности полигона занимали комплексные испытания, включавшие ходовые, артиллерийские и специальные испытания танков, САУ, БТР и других бронированных объектов. НИИБТ полигон организовывал проведение всесторонних испытаний образцов БТВТ не только в условиях полигона, но и в войсках, а также в различных климатических зонах Советского Союза. Испытания проводились в горных условиях Памира и Закавказья, в условиях жаркого климата в Средней Азии и в суровых условиях Арктики и Заполярья, в морских условиях на Черном море и в Финском заливе, а также в западных военных округах, на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Кроме того, НИИБТ полигон проводил работы по испытанию иностранных образцов БТВТ и обобщению опыта мирового танкостроения.

Оглавление