Оглавление

SuPzTrl075.jpg

Экспериментальный ножевой трал, разработанный в ОКБ ИВ. 1956 г.

Выяснилось, что трал Н-1 неэффективен при использовании на пересеченной местности, а выявленное на испытаниях излишнее заглубление ножей (основной недостаток) лишало танк маневренности.

Работы по созданию ножевых противоминных тралов продолжились только в 1956 г., когда в ОКБ ИВ был создан экспериментальный образец ножевого трала. Особенностью этого трала стала возможность монтажа на нем специальной измерительной аппаратуры для отработки конструкции взрывоустойчивой рамы и сменных черенковых ножей.

Экспериментальный ножевой трал (тралящее оборудование) состоял из двух секций, смонтированных на танке Т-54. Испытания трала показали его работоспособность.

Следующим этапом развития ножевых тралов стало решение принципиального вопроса траления мин в зимних условиях.

Противоминные тралы со сменными элементами

Иным направлением в конструировании противоминных тралов стало создание рабочих органов тралов с автоматической сменой тралящих элементов. Этот принцип впервые был предложен инженером Н.Д. Беличковым, который спроектировал рабочий орган ТБ-1. Однако при рассмотрении проекта была отмечена значительная сложность представленной конструкции. Кроме того, надежность отдельных узлов вызывала сомнения, и экспериментальная проверка трала не проводилась. В дальнейшем подразумевалось совершенствование конструкции рабочего органа ТБ-1 и создание рабочего органа ПТБ-1.

Испытания рабочего органа ПТБ-1 (1950 г.) показали его эффективность при тралении, но так и не было достигнуто надежной смены наконечников после их разрушения взрывом мины. В итоге работы по тралу ПТБ-1 были прекращены.

С 1954 г. инженеры А.В. Прокофьев, Н.Д. Беличков и О.Л. Кирилина в ОКБ НИИИ продолжили заниматься тралами со сменными тралящими элементами. В том же году был создан легкий колейный трал со сменными тралящими элементами Л-3, состоящий из двух секций. Каждая секция включала раму, три рабочих органа, посаженных на общую ось, три амортизатора и ограничительный трос.

Рабочий орган трала состоял из двух тралящих элементов, сваренных между собой ослабленным швом. При взрыве мины тралящий элемент разрушался и отрывался по ослабленному сварному шву, а вместо него вступал в действие уцелевший рабочий орган.

Общий вес трала составлял 4000 кг. Скорость траления достигала 13 км/ч. Ширина полосы траления — две колеи по 950 мм.

Трал Л-3 был легким, что способствовало улучшению маневренности танка с тралом по сравнению с другими конструкциями. К недостаткам Л-3 можно было отнести нарушение его первоначальной геометрии после взрыва мины.

SuPzTrl076.jpg SuPzTrl077.jpg SuPzTrl078.jpg

Рабочий орган ПТБ-1.

Легкие колейные тралы со сменными тралящими элементами Л-3 (после доводки конструкции) и Л-4.

 SuPzTrl079.jpg SuPzTrl080.jpg

Секции легких колейных тралов со сменными тралящими элементами Л-3 (левая секция) и Л-4 (правая секция).

Оглавление