Оглавление

SovPzInd008.jpg

Группа сотрудников ОКМО, 1932 г. Первый ряд, в центре — К. Оттерсбах, П. Гроте, Н. Барыков.

В апреле 1930 г. на базе расформированного ГВПУ было образовано новое хозрасчетное объединение: ВОООП — Всесоюзное объединение орудийно-оружейно-пулеметное (начальник — М.Г. Урываев), а Орудийно-арсенальный трест ликвидирован [16]. Заводы отечественной промышленности в этот период вошли в состав 26 объединений (например, ВОМТ — металлургическое, ВАТО — автотракторное, ВОВАТ — вагоностроительное и автотормозов), а те, в свою очередь, делились на тресты, зачастую по территориальному принципу (ЮМТ — Южмаштрест и т.п.). К сентябрю 1930 г. число объединений возросло до 82, а трестов — до 190.

15 ноября 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О положении в нефтяной промышленности», в котором намечались перспективы использования различных видов нефтяного топлива в транспортных машинах. Отмечалось также недопустимо медленное ведение работы по применению быстроходных дизельных двигателей. Для решения этой проблемы на ряде заводов и НИИ развернулись работы по созданию танковых двигателей.

25-26 марта 1935 г. совместным постановлением СТО и ЦК ВКП(б) было решено на ХПЗ им. Коминтерна создать мощности по выпуску танковых дизелей [17]. Итогом стала постановка в 1939 г. на заводе №75 (г. Харьков) на производство танкового дизеля типа В-2.

Начавшееся в 1930 г. серийное производство танков расширялось по мере строительства заводов и увеличения их производственных мощностей. Однако в целом выпуск танков характеризовался систематическим невыполнением плана (табл.3) [18].

Таблица 3

1932

1933

1934

1935

Итого за 4 года

Заказ

Сдано

Заказ

Сдано

Заказ

Сдано

Заказ

Сдано

Заказ

Сдано

Танки

3735

3121

4616

4005

3660

3565

3290

3030

15301

13721

Согласно принятой 11 августа 1933 г. системе бронетанкового вооружения на вторую пятилетку, первостепенной задачей определялось увеличение подвижности, при этом приоритетным направлением достижения поставленной задачи считались разработка колесно-гусеничных боевых машин и их дальнейшее совершенствование.

С августа 1931 г. ВОООП было преобразовано в ВОАО — Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение (начальник — Д.Ф. Будняк), в составе которого в октябре 1932 г. был создан Всесоюзный трест специального машиностроения — Спецмаштрест (начальник — К.А. Нейман), функционировавший до января 1937 г. В состав этого первого всесоюзного органа управления танковым производством вошли следующие заводы: Машиностроительный им. Ворошилова (№174) и «Красный Октябрь» (№234) — в Ленинграде; завод №2 ВАТО (впоследствии — завод №37) — в Москве; Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (№183), а также Танковое бюро №3 — в Москве и Государственный проектный институт — Спецмашпроект. С 1935 г. большинство танковых заводов стали номерными.

Во главе руководящего состава ВСНХ находились крупные партийные и государственные деятели того времени. В 1917-1918 гг. председателем ВСНХ был Н. Осинский/Оболенский, в 1918-1921 гг.А.И.Рыков, в 1921-1924 гг. — П.А. Богданов, в 1924-1926 гг. — Ф.Э. Дзержинский (сочетал с работой в ВЧК-ОГПУ), в 1926-1930 гг. — В.В. Куйбышев, в 1930-1932 гг.  Г.К.Орджоникидзе.

В начале 1930-х гг., в силу нараставшей громоздкости и высокой централизации управления многообразными отраслями производства, обострилась тенденция к утрате оперативности руководства предприятиями страны. Курс на повышение эффективности руководства отраслями промышленности привел к необходимости преобразования ВСНХ в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности с выделением в отдельные структуры Наркоматов легкой и лесной промышленности.

Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. ВСНХ СССР был преобразован в Наркомтяжпром. Наркомом тяжелой промышленности стал Григорий Константинович Орджоникидзе (Серго Орджоникидзе). Начальником Главного управления военной промышленности — заместителем наркома был назначен И.П. Павлуновский. До 1932 г. он являлся заместителем председателя ВСНХ. В НКТП ему подчинялось также Главное военно-мобилизационное управление. В непосредственном подчинении у Павлуновского находился и Спецмаштрест Орудобъединения.

Наибольшее значение на этапе становления отечественного танкостроения имело образование в 1929 г. в Ленинграде при заводе «Большевик» специализированного танкового опытно-конструкторского и экспериментально-исследовательского машиностроительного отдела — ОКМО, возглавляемого К.К. Сиркеном. Московское конструкторское бюро С.П. Шукалова в начале 1930-х гг. полностью прекратило работу в области танкостроения. Отдельные ведущие сотрудники переехали в Ленинград, а после свертывания на заводе «Большевик» авиамоторного производства (отдел АВО-5 был ликвидирован) многие специалисты этого производства переквалифицировались в танкостроителей (Н.В. Барыков, Г.О. Гутман, Л.С. Троянов и другие). Начальником ОКМО с сентября 1930 г. стал Н.В. Барыков. С выделением танкового производства в феврале 1932 г. из завода «Большевик» и образованием самостоятельного завода №174 им. Ворошилова, ОКМО, по сути, стал самой крупной и авторитетной конструкторско-исследовательской организацией вплоть до конца 1930-х гг. С сентября 1933 г. отдел приобрел самостоятельность и функционировал как Завод опытного машиностроения №185 им. Кирова. В мае 1940 г. он вошел в состав завода №174.

В первой половине 1930-х гг. определенную роль играло Авто-танко-тракторное КБ экономического управления ОГПУ, где в обстановке повышенной секретности разрабатывались перспективные конструкции колесно-гусеничных боевых машин, например, танков ПТ и Т-29. Из этой организации, вскоре расформированной, в 1932-1934 гг. на руководящие конструкторские должности в промышленность были направлены известные впоследствии танкостроители: Н.А. Астров, А.О. Фирсов, Н.В. Цейц и другие.

К середине 1930-х гг. заводы отрасли развернули серийный выпуск БТТ: завод №37 (бывший №2 ВАТО) и ГАЗ — танкетки Т-27, затем танков-амфибий Т-37 и Т-38; № 174 и СТЗ — танков сопровождения Т-26; №183 им. Коминтерна — быстроходных колесно-гусеничных танков БТ и тяжелого Т-35; ленинградский завод «Красный Путиловец» (с 17 декабря 1934 г. — Кировский завод) — средних танков Т-28.

Основным вооружением малых танков были 7,62-мм пулеметы, легких Т-26 и БТ — 45-мм пушка; в большую башню Т-28 и Т-35 устанавливалось 76,2-мм короткоствольное орудие.

В начале1930-х гг. перед оборонным комплексом страны была поставлена очередная важная задача: требовалось освоить выпуск средств усиления танковых войск — самоходных артиллерийских установок (СУ, САУ). Приказ №191 от 20 сентября 1932 г. по Орудобъединению обязывал организовать на заводах «Большевик», №8 и им. Ворошилова проектирование и производство таких машин [19].

До 1939 г. в ОКМО и на ряде заводов были разработаны и изготовлены в небольшом количестве опытные самоходные орудия и «артиллерийские» танки (СУ-1, АТ-1, «триплекс» СУ-5, СУ-6, «дуплекс» СУ-14), а также выполнены проекты машин с орудиями большой мощности калибров 254, 305 и 400 мм [20].

Оглавление