Оглавление

Одного снаряда хватало и для уничтожения самолета типа истребителя или штурмовика. В воздушном бою за счет лучшей баллистики боеприпасов и оружия расчетная зона воздушной стрельбы, в которой возможны и эффективны атаки самолетов противника, при ведении прицельного сопроводительного огня из пушки ГШ-6-30 оказывается втрое большей, чем из ГШ-23.

Однако установка на МиГ-27 столь мощного оружия с усилием отдачи до 5-5,5 т потребовала усиления конструкции планера. Всех проблем это не решило: все же МиГ-27 являлся переделкой довольно легкой конструкции истребителя. Уже при отработке ГШ-6-30 на макете самолета орудие проявило свой норов: после первых же очередей деревянная конструкция, на которой отлаживалась пушечная установка, попросту начала рассыпаться. Не менее сильные впечатления испытывали при стрельбе и летчики: по их отзывам, самолет ощутимо встряхивало, в кабину врывался раскат гулкого грома, а после длинной очереди самолет словно замирал в воздухе. В эксплуатации стрельба то и дело сопровождалась разрушением фар и снесенными лючками, находящимися вблизи пушки, отказами оборудования, «выбивавшегося» ударами и сотрясениями отдачи, выходом из строя топливного насоса соседнего бака, частыми трещинами по планеру и даже невыходом передней стойки, которую клинило покоробленными створками ниши шасси. Бывали случаи, когда после стрельбы самолет оставался без радиосвязи, средств навигации и даже ответчика «свой—чужой», страдавших от чрезмерной встряски. Время от времени после очередного случая нанесения ущерба собственному самолету стрельбу из пушки на время запрещали во избежание дальнейших повреждений авиатехники.

RuAviGun089.jpg

Стрельба по воздушной цели из пушки МиГ-27. Для стороннего наблюдателя залп ГШ-6-30 больше напоминал небольшой пожар на борту самолета.

Само изделие с газопороховым двигателем и сложной кинематикой не без проблем осваивалось в строю. Разработчики не без юмора вспоминали, что в лидерной части на МиГ-27 группа обслуживания после разборки пушки то и дело обнаруживала лишние детали, которые некуда было пристроить. Избегая подобных проблем, 150-кг пушку для чистки целиком окунали в корыто с керосином, проворачивая блок стволов с помощью электродрели и безо всякой разборки промывая ее от нагара. После этой процедуры пушку таким же образом погружали в поддон со смазкой и, поболтав, вытаскивали, давали стечь лишней, после чего орудие считалось боеготовым. Способ оказался вполне действенным, и КБ даже внесло уточнения в инструкцию по эксплуатации пушек, допустив метод «погружения» к использованию. К недостаткам самой установки пушки относились частые отказы при продолжительной стрельбе из-за перегрева и загрязнения пороховым нагаром, а также разрушения звеньеотвода и порывы ленты. Звенья ленты, прошедшие через пушку, к повторному использованию уже не допускались (в прочих системах, в частности, ГШ-23, собираемые звенья допускали повторное применение до пяти раз). В конечном счете, применение ГШ-6-30 ограничилось единственным типом самолета, и даже для штурмовика Су-25 выбрали менее мощную пушку.

По огневой производительности пушка ГШ-6-30 оказалась непревзойденной среди всех отечественных артиллерийских систем. Секундный залп ГШ-6-30 достигает 40,2 кг (для сравнения, у НР-30 — 6,15 кг, а у ГШ-23 — 9,33 кг). Характеристики ГШ-6-30 в этой части оставляют далеко позади большинство западных образцов: так, у американской 30-мм пушки GE.430, имеющей четыре ствола, при сходной массе снаряда темп стрельбы равен 2400 выстр./мин. Даже у семиствольной GAU-8A, выглядящей настоящим монстром, уместившимся только на специально созданном под нее тяжелом штурмовике А-10, темп стрельбы составляет до 4200 выстр./мин, а секундный залп равен 24,6 кг. При этом по весу GAU-8A, оснащенная собственным гидроприводом, тянет за 280 кг, вдвое превосходя ГШ-6-30 (ее вес равен 145 кг).

Показательными выглядят и характеристики пушки ГШ-6-23 при сопоставлении с ее ближайшим аналогом — М61А1 «Вулкан»: та ведет огонь 20-мм стограммовыми снарядами, тогда как отечественная система использует боеприпасы со снарядами весом 175 г, имея массу секундного залпа 23,3 кг против 10,3 кг у американского образца. Вес «Вулкана» (как моделей с внешним приводом от электромотора, так и с газоотводным двигателем) составляет 120 кг — в 1,5 раза больше веса ГШ-6-23 (73 кг).

Вместе с тем, зарубежные артиллерийские системы имеют свои неоспоримые достоинства, прежде всего, высокие баллистические характеристики, значительную начальную скорость снаряда, практически у всех имеющихся на вооружении образцов находящуюся на уровне 1000 м/с и более (в частности, даже у GAU-8A начальная скорость снаряда равна 1030 м/с), а также хорошие характеристики по живучести. Например, в конструкции «Вулкана» для обеспечения надежности действия кинематики организована принудительная смазка под давлением механизмов, работающих в напряженном динамическом режиме, для чего была внедрена специальная синтетическая полужидкая смазка с повышенной «липучестью» к поверхности деталей, препятствующей ее стеканию. Стволы имеют прогрессивную нарезку для уменьшения износа. Оригинальным образом на «Вулкане» обеспечена безопасность орудия от перегрева патронов, остающихся в затворах по окончании очереди: с этой целью пушка оснащена устройством автоматического разряжания, после стрельбы отводящим затворы всех стволов назад так, что каналы стволов остаются открытыми и продуваются потоком набегающего воздуха для охлаждения. Благодаря конструктивным ухищрениям и высокой технологической отработанности живучесть многих узлов пушки была повышена, а ресурс орудия достиг примечательного значения — 20000 выстрелов.

Оглавление